Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

185 но, архиважным в развитии речи является активное восприятие и воспроиз- водство ребенком новых слов . Только в этом случае происходит активизация долговременной памяти человека, обеспечивающая прием, выдачу, отождествле- ние слов с их значением и смыслами [1]. Единственный путь введения слова в долговременную активную память – это проговаривание его ребенком, вначале вслух, а затем про себя. Если есть возможность зрительного восприятия буквенного обозначения лексики, то ее следует использовать для приведения в действие каналов связи речедвигатель- ного анализатора. Обобщая сказанное выше, сформулируем первую рекомендацию по разви- тию речи ребенка: В психолого-педагогической деятельности по развитию речи следует создавать условия для активного применения ребенком слов, подкрепляя этот процесс зрительным восприятием образа обозначающего слово или высказывание. Это будет способствовать дифференцировке ребен- ком воспринимаемого им звукового потока на составляющие его членораздель- ные элементы, активизации его знаковосимволической деятельности в виде ос- мысления воспринимаемой и высказываемой речи. Второе положение: большое значение в развитии устной речи играет активизация кратковременной (оперативной) памяти. Психологическая сущность кратковременной памяти заключается в сле- дующем: говорящий во время устного высказывания одновременно должен удерживать в сознании уже сказанные слова и упреждать слова предстоящие произнесению. Отбор слов из долговременной памяти и конструирование пред- ложений кратковременной (оперативной) памятью подчиняются замыслу вы- сказывания. Следовательно, стимулируя замысел, пробуждая ребенка к увлека- тельному рассказу о чем-либо, мы будем способствовать активизации кратковременной памяти ребенка на слова. В связи с этим, эффективным ме- тодическим приемом формирования речи может выступать введение ре- бенка в роль увлекательного рассказчика . Этому будет способствовать плани- рование композиции устного рассказа с последующим изменением первоначального замысла по ходу изложения. Например, составление ребенком рассказа по серии последовательных картинок с различными вариантами разви- тия сюжета. Третье положение: смысл устной речи выражается не только в лекси- ческих значениях, но и в интонации. Но интонации невозможно обучить, как нельзя научить плакать, радовать- ся. Занятия по выразительности речи лишь отчасти решают проблему речевого интонирования. Она возникает только в условиях живого общения, определяет- ся жизненной ситуацией. Следовательно, для воспитания выразительности речи эффективным будет моделирование таких условия общения, при ко- торых ребенок будет заинтересован в нем. Заинтересованность же в об- щении возникает только в условиях значимой для детей ситуации, напри- мер, в игре, при выступлении перед значимыми для ребенка взрослыми и т. п. Такая ситуация, на наш взгляд, возникает в театрализованно-игровой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=