Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

184 Т. И. Козенкова Факультет психологии, магистрант 2-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. И. Родин РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ ИДЕЙ Н. И. ЖИНКИНА Смысл... начинает формироваться до языка и речи. Надо видеть вещи, двигаться среди них, слушать, осязать – словом, накапливать в памяти всю сенсорную информацию, кото- рая поступает в анализаторы. Н. И. Жинкин Развитие речи тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием и является приоритетным в воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста. Между тем в теории и методике речевого развития, на наш взгляд, не в полной мере нашли отражение идеи выдающегося психолога Н. И. Жинкина о механизмах развития детской речи на этапе дошкольного детст- ва. В частности о психологической сути развития речи, которая заключается в том, чтобы «… ввести в память ребенка литературный язык , научится им пользоваться наилучшим образом …» [1]. Возникает проблема: «Каким образом это возможно сделать?» Изучение научного наследия Н. И. Жинкина позволяет выделить ряд кардинальных по- ложений ученого, раскрывающих психологическую картину формирования ре- чи в раннем и дошкольном возрасте. Первое положение: развитие речи в раннем онтогенезе связано с рас- ширением активного словаря человека. Реализация этого положения предполагает развитие у ребенка долговремен- ной активной памяти на слова. Из психофизиологии мы знаем, что функциональ- ные возможности слухового и зрительного анализатора ограничены формирова- нием пассивной памяти, то есть узнаванием фонетики или зрительных образов слов. Происходит это следующим образом. Незнакомые слова предварительно воспринимаются слуховым анализатором. Но понятыми слова, по Н. И. Жинкину, становятся только при наличии «двигательных следов» в речедвигательном ана- лизаторе. Поскольку именно в речедвигательном анализаторе происходит форми- рование и хранение новых слов пока они не будут востребованы. Долговременная память представляет собой своеобразную психофизиологическую функциональ- ную систему, обеспечивающую тождество воспринимаемых и воспроизводимых человеком слов. Она начинает функционировать не сразу. Вначале слова воспри- нимаются слуховым (при восприятии устной речи) или зрительным (при воспри- ятии письменной речи) анализаторами пассивно в виде сигналов, и только при ак- тивной знаковосимволической деятельности ребенка запускаются процессы их распознания путем отождествления сказанного слова или высказанного сообще- ния с их следами, хранящимися в активной долговременной памяти. Следователь-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=