Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
183 мой школы воспринимают отдаленные предметы как маленькие. Пространст- венные соотношения они плохо передают и в собственном рисунке. Важные и яркие детали изображают крупнее, хотя они могут быть меньше в реальности. В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие восприятия по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представления де- тей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их ис- пользования становятся значительно более точными и целесообразными; об- следование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер [2]. Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, ос- мысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произ- вольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваива- ют систему сенсорных эталонов. Поэтому наше исследование является акту- альным в области психологии развития детей старшего дошкольного возраста. Целью нашего исследования является составление диагностической программы по выявлению уровня и особенностей развития речи у детей пятого года жизни. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образова- тельного дошкольного учреждения г. Тулы № 125. Исходной позицией для от- бора методик по изучению восприятия у детей старшего дошкольного возраста явились работы Р. С. Немова, И. И. Мамайчук. В состав программы входили следующие методики: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?», «Цветные фоны», направленные на определение уровня развития целостности воспри- ятия, определение уровня развития зрительного восприятия, оценку избира- тельности процесса восприятия, определение возможности ребенка решать наглядные задачи, с применением образов из памяти, оценку уровня сформиро- ванного восприятием цвета предметов. По итогам проведенного нами количественного и качественного анализа ре- зультатов можно сделать вывод о том, что уровень развития восприятия у большинства детей средний. Эти дети умеют быстро находить недостающие де- тали на серии картинок, определяют целостность изображения, узнают предметы, которые «спрятаны» в рисунке; они в состоянии сохранять в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая на- глядные задачи; у таких детей неплохо сформирован уровень цветового воспри- ятия. Только у 25 % детей (3 человека) высокий уровень развития восприятия. Итогом нашей работы стало составление рекомендаций для воспитателей и родителей, направленных на развитие восприятия детей старшего дошкольно- го возраста. Литература 1. Рогова, Е. И. Общая психология: Учеб. пособие для вузов / Е. И. Рогова. – М.: ВЛАДОС, 2008. 2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2012.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=