Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

182 А. С. Климова Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. В. Слюсарская ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Каждый возраст человека является сенситивным периодом для развития каких-либо психических процессов и свойств: младенчество – для развития ощущений, ранний детский возраст – для развития речи, старший дошкольный возраст – для развития восприятия. Восприятие – сложный аналитико-синте- тический познавательный процесс, который не только позволяет познавать ок- ружающий мир, осваивать его, но и создает основу для возникновения и разви- тия других, более сложных познавательных процессов, включаясь в которые оно приобретает новые черты. Проблема восприятия достаточно глубоко проработана как в общей, так и в возрастной психологии. Ее изучением занимались такие зарубежные психо- логи, как Г. Гельмгольц, В. Вундт, М. Вертгеймер, Ф. Коффка, Дж. Гибсон, Ж. Пиаже. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли оте- чественные психологи и педагоги – А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Н. Ле- онтьев, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев и др. [1]. Особенности развития процесса восприятия в дошкольном возрасте были проанализированы Л. А. Венгером. По его мнению, в возрасте от 3 до 7 лет под влиянием разных продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конст- руирование и пр.) у ребенка начинают формироваться сложные виды перцеп- тивной аналитико-синтетической деятельности. Прежде всего речь идет о формировании у дошкольника способности мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое до того, как эти дейст- вия будут осуществлены на практике. Формируются также новые навыки вос- приятия форм предметов: помимо контура дети выделяют и структуру предме- та, пространственные особенности и соотношения его частей [1]. Поскольку одним из главных новообразований этого возраста является произвольность, она становится характеристикой и процесса восприятия. Вы- ражается это в том, что дети не только смотрят, но и рассматривают, наблюда- ют. Именно в процессе наблюдения проявляется процессуальный характер вос- приятия в старшем дошкольном возрасте, в то время как ранее оно было скорее отдельным актом. Однако не все формы и виды восприятия развиты в этом возрасте. Так, де- ти достаточно слабо ориентируются во времени. Они уже не путают события вчерашние и завтрашние, однако затрудняются в восприятии конкретных от- резков времени. Для выработки восприятия времени полезно давать детям пе- сочные часы. В изобразительной деятельности старшим дошкольникам трудно уловить понятие перспективы. Особенно трудно дается им перспектива. Многие до са-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=