Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
18 Е. В. Андреева Факультет психологии, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Полина ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ КАК УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Профессиональное самоопределение – это процесс активной ориентации человека в мире профессий, сопряженный с поиском смысла трудовой деятель- ности. Е. А. Климов понимает профессиональное самоопределение как «одно из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его ста- новления в качестве полноценного участника сообщества профессионалов и – более широко – социального сообщества в целом» [1, с. 19]. Целью профессионального самоопределения для старшего школьника яв- ляется профессиональный выбор. Для осуществления адекватного профессио- нального выбора старшекласснику необходимо иметь четкое представление об имеющихся у него интересах, возможностях, способностях, т. е. обо всем, что так или иначе повлияет на овладение избранной профессией. Таким образом, профессиональное самоопределение невозможно без рефлексии. У подростков с ЗПР недостаточно сформированы предпосылки профес- сионального самоопределения: они часто имеют неадекватную самооценку, у них снижена критичность, они мало представляют себе свою будущую про- фессиональную деятельность. В целом можно сказать, что старшеклассники с ЗПР имеют недостаточно развитую рефлексию, вследствие чего не могут сде- лать осознанный профессиональный выбор. Также нередко такие подростки недостаточно осведомлены об актуальных тенденциях на рынке профессий сво- его региона, о специфических особенностях и требованиях выбираемых ими профессий. Все это обуславливает необходимость проведения с ними психоло- го-педагогической работы по стимулированию их профессионального самооп- ределения, в частности по развитию их способности к адекватному оцениванию собственных возможностей, определению своих профессионально значимых качеств, т.е. по развитию их способности к рефлексии. В отечественной литературе вопросы профессионального самоопределения субъекта наиболее последовательно и разносторонне рассматриваются в рабо- тах Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова [1, 2, 3]. Изучением проблемы рефлексии в основном занимались такие отечественные авторы, как И. Н. Се- менов и В. Ю. Степанов, А. В. Карпов, Д. А. Леонтьев и др. [4, 5, 6]. Целью нашего исследования стало изучение особенностей рефлексии как условия профессионального самоопределения у старшеклассников с ЗПР и на основе результатов диагностического исследования разработка программы по развитию рефлексии как условия профессионального само- определения у подростков с ЗПР. В соответствии с целью исследования нами была разработана диагности- ческая программа, направленная на изучение особенностей рефлексии как ус-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=