Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
178 ние психоэмоционального состояния ребенка, выявление эмоциональной не- адекватности и эмоциональных нарушений) 1 . Чтобы реализовать выбранную нами диагностическую программу была вы- брана база исследования: «Тульской специальной (коррекционной) общеобразова- тельной школе-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными воз- можностями здоровья». Выборка – младшие школьники с задержкой психического развития 8–9 лет, в количестве 7-ми человек. Среди них: 3 мальчика и 4 девочки. Результаты диагностического исследования показали: «Эмоциональная пиктограмма», были получены следующие результаты: дети с высоким уровнем эмоциональной модальности отсутствую, со средним уровнем составляет (70 %) и низкий уровень показали (30 %) учащихся «Рисунок несуществующего животного» (М. З. Друкаревич) были получе- ны следующие результаты: у 60 % испытуемых выявлен высокий уровень аг- рессивности, они не смогли нарисовать несуществующее животное. У 40 % ис- пытуемых был обнаружен тревожный характер линий сильный или слишком слабый нажим на карандаш. «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотова) были получены сле- дующие результаты: 70 % испытуемых имеют средний уровень развития эмо- циональной сфер; 30 % испытуемых имеет низкий уровень эмоциональной сферы; высокий уровень в данной группе не выявлен. Диагностика Люшера – Дорофеевой были получены следующие результаты: аффективное торможение (доминирование сильных отрицательных эмоций с диа- пазоном от состояния растерянности, психического дискомфорта, до страха) пре- обладает в данной группе (80 %), аффективное возбуждение (активные аффек- ты с диапазоном эмоций от переживания чувства нетерпения, возмущения до гнева, ярости) (20 %), других физиологических состояний в данной группе не выявлено. «Волшебная страна чувств» были получены следующие результаты: в пер- вой части задания (90 %) детей показывает наличие повышенной тревожности. Неадекватно использовали цвета трое испытуемых, что составляет (40 %). Со второй частью задания дети не справились, так как задержка психиче- ского развития не позволяет адекватно воспринимать фигуру человека, в связи с этим результаты по данной части отсутствуют. Таким образом, результаты эмпирического исследования показали, что у младших школьников с ЗПР имеется высокий уровень тревожности и агрес- сивности. Все данные исследования говорят о том, что школьникам необходима коррекционно-развивающая программа 2 . Она включает в себя упражнения и игры для развития эмоциональных процессов. В рамках программы дети по- знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состояни- ем, а также учит детей понимать эмоциональное состояние других людей через мимику, жесты, выразительные движения. 1 Ваш психологический портрет: популярные тесты. Киров: Литературно-художественное изд-во Кировского отделения СФК, 1990. 2 Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического раз- вития: Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. Самара: Изд-во Самарского ИПК ПРО, 1998.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=