Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
177 с ЗПР, и разработка комплекса психолого-педагогических мероприятий, обес- печивающих эффективность данной работы, особенно актуально. Существуют огромное количество теории личности и поведения, но в большинстве своем они не дают ясной картины той роли, которую играет в жизни человека каждая из эмоций. Точно так же многие популярные теории эмоций почти не рассматривают роль эмоций в развитии личности и их влияние на мышление и поведение человека. Как правило, исследователи эмоций зани- маются лишь изучением какого-то одного компонента эмоционального процес- са. Хотя в рамках некоторых теорий и предпринимались попытки изучения от- дельных аспектов взаимоотношения эмоции, когнитивных процессов, поведения и личности, этот вопрос по-прежнему требует исследований – как теоретических, так и экспериментальных 1 . Эмоциональная сфера – сложный феномен психической жизни человека. Большинство психологов и педагогов едины во мнении, что основу эмоцио- нальной сферы составляют собственно эмоции, чувства, настроение, потребно- сти, мотивы. Эмоциональная сфера, будучи значимой, составляющей регуля- торной системы в сложной структуре психики человека, обеспечивает активные формы его жизнедеятельности. Занимая ценное место в психическом развитии, эмоциональная сфера актуализирует творческую энергию личности, выполняет охранную функцию. Выбор методик определяется следующими подходами: доступностью, на- глядностью, комплексностью. Одним из важных условий получения достовер- ных результатов исследования является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания контакта следует проводить исследование в знакомом для ребенка месте. Надо создать условия, при котором ребенок не будет испытывать отрицательные эмоции от общения с незнакомым человеком. Работу с ребенком следует начинать с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. А также работе пси- холога с ребёнком никто не должен мешать. Нами были рассмотрены разные виды диагностических методик по выяв- лению уровня сформированности эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития, выбраны и реализованы автором наиболее простые и доступные методики. «Тест Люшера – Дорофеевой» (направлена на то, что тот или иной вариант сдвига цветовой чувствительности глаза человека отражает конкретное эмо- ционального состояние субъекта) 2 , методика «Несуществующее животное» (диагностика личностных особенностей и агрессивности детей), методика «Эмоциональная пиктограмма» (особенности эмоционального развития (когни- тивно-аффективных компонентов) детей младшего школьного возраста), мето- дика «Эмоциональная идентификация» (выявление особенностей идентифика- ции эмоций различных модальностей у детей, индивидуальных особенностей эмоционального развития), методика «Волшебная страна чувств» (исследова- 1 Изард К. Эмоции человека. М., 1980. С. 387. 2 Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. С. 145.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=