Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
176 С. Е. Киселева Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – С. К. Хаидов РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Проблема изучения эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР в настоящее время стала наиболее актуальной, поскольку количество таких де- тей неуклонно растет. Этот рост связан как с биологическим неблагополучием, так и с нежелательными социальными последствиями, вызывающими эмоцио- нальную дезадаптацию у детей данной категории. Изучение факторов, влияю- щих на формирование эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР, оп- ределяется высоким уровнем риска по отношению к развитию у детей девиантных форм поведения. В исследованиях прошлых лет основной акцент делался на изучение по- знавательной сферы младших школьников с ЗПР (Т. А. Власова, С. Д. Забрам- ная, Ю. А. Костенкова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, H. A. Никашина, М. С. Певзнер, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.). Вместе с тем, эмоциональ- ная сфера может существенно повлиять на отношение, мотивацию и социаль- ную компетентность детей в учебной деятельности (Н. Л. Белопольская, Е. А. Ек- жанова, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Кулагина, У. В. Ульенкова и др.). Эмоциональная сфера ребенка с ЗПР в последнее время вызывает право- мерный интерес исследователей (Н. Л. Белопольская, E. H. Васильева, И. И. Ма- майчук, Т. Н. Павлий, Н. П. Слободяник и др.). Справедливо обращение не только к интеллекту, как к критерию нормального или же отклоняющегося раз- вития, но и к личностным и эмоциональным характеристикам развития. Одна- ко, как показывает теория и практика оказания помощи таким детям в форми- ровании их эмоциональной сферы, имеют место достаточно обширные и не всегда выявленные ресурсы. На наш взгляд, таким ресурсом является сфера общения и связанные с ней социальные эмоции человека. Исследования личностных характеристик эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР изучены недостаточно. Отсутствуют исследования, направлен- ные на выявление взаимосвязи личностных качеств и эмоциональной сферы. По- веденческая сторона эмоциональной сферы описана, как правило, исходя из нега- тивных ее проявлений. Однако эффективность коррекционно-психологического процесса состоит не только в констатации негативных проявлений, но и в опреде- лении зоны ближайшего развития, на основе которой возможно построение пси- холого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР. Таким образом, вопрос научно-методического обеспечения данного на- правления работы с младшими школьниками с ЗПР остается одним из приори- тетных в специальной психологии. Поэтому, изучение условий, способствую- щих коррекции отклонений в эмоциональной сфере младших школьников
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=