Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

175 Основными задачами данной коррекционно-развивающей программы были: 1) снятие психоэмоционального напряжения, скованности, мышечных за- жимов у детей; 2) предупреждение развития страхов; 3) устранение имеющихся страхов; 4) повышение уверенности в себе у детей; 5) снижение тревожности. Выводы об эффективности, реализованной в нашем исследовании коррек- ционно-развивающей программы, были сформулированы на основании сравни- тельного анализа данных, полученных на констатирующем и контрольном эта- пах проведенного экспериментального исследования. Сравнительный анализ данных, полученных с помощью методик: «Мои страхи», «Страхи в домиках», Тест тревожности (Р. Т. Тэммпл, В. Амен, М. Дор- ки), «Тест школьной тревожности Филипса», «Несуществующее животное» по- казал наличие положительной динамики в уменьшении количества страхов у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Значительно (на 50 %) снизилось количество детей, которым присущи социально опосредованные страхи (детей, незнакомых взрослых, одиночества, наказания). Медицинские страхи снизи- лись на 30 %, полностью исчез страх перед сказочными персонажами. В рису- ночных методиках также четко прослеживается положительная динамика: на контрольном этапе исследования в большинстве рисунков детей чётко просле- живается позитивная тенденция: преобладают яркие цвета (красный, зеленый, синий, оранжевый, желтый), символизирующие спокойствие, силу воли, а так- же активность, стремление к общению и веселость. Линии рисунков плавные, выполнены более аккуратно, без сильного нажима. Все это подтверждает эффективность составленной и реализованной кор- рекционно-развивающей программы, направленной на преодоление тревож- ности и страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психиче- ского развития. Литература 1. Мак-Дугалл, У. Различение эмоции и чувства / У. Мак-Дугалл; Под ред. В. Вилюнаса, Ю. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2011. 2. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. – М., 2012. 3. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в разви- тии / И. И. Мамайчук. – СПб., 2011.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=