Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
174 В. Д. Кармазина Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Полина ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений – психологии эмоций [1, с. 156]. Страх – отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или вооб- ражаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т. д.), и направленная на источник действительной или мнимой опасности. Психика ребенка отличается обострен- ной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблаго- приятным воздействиям [2, с. 20]. Проблему страхов у детей младшего школьного возраста рассматривали такие исследователи как А. И. Захаров, В. С. Мухина, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, М. В. Осорина, А. М. Прихожан, Дж. Боулби и другие. Они ут- верждали, что страх может быть вызван любыми факторами, такими как чувст- во волнения, предчувствие опасности, состояние беспокойства. Своеобразие эмоциональной сферы при ЗПР определяет специфику стра- хов детей младшего школьного возраста данной категории и их психологиче- ских особенностей. Анализ специальной литературы показал, что, коррекция страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического раз- вития имеет свои специфические особенности [3, с. 78]. Таким образом, целью исследования является изучение особенностей кор- рекции страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психическо- го развития, а также составление и реализация коррекционно-развивающей программы, направленной на преодоление тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Исследование проводилось на базе ГОУ ТО «Тульская специальная (кор- рекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида», расположенной по адресу г. Тула, ул. Некрасова, д. 8. Экспериментальную выборку составили 10 учащихся в возрасте 8–9 лет с задержкой психического развития. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялась ди- агностическая программа, включающая в себя следующие методики: «Мои стра- хи», «Страхи в домиках», Тест тревожности (Р. Т. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки), «Тест школьной тревожности Филипса», «Несуществующее животное». По результатам проведенной диагностической работы была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление тревож- ности и страхов у детей младшего школьного возраста с задержкой психическо- го развития. Она состояла из 15 занятий. Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня 30–35 мин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=