Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

170 Е. А. Караваев Факультет искусств социальных и гуманитарных наук, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. М. Медведев ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЧАСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Особенностью современного российского общества является отсутствие ярко выраженной системы общепринятых (общепризнанных) духовно-нравст- венных ценностей, принципов и идеалов. Либерализация экономической, поли- тической и социальной жизни начала 90-х годов породила ценностно-норма- тивный вакуум, последствия которого к настоящему времени до конца не преодолены. Несмотря на постепенное расширение в обществе позитивного отношения к традиционным культурным ценностям, росту патриотических на- строений и развитию институтов гражданского общества, повышающих уро- вень социальной ответственности людей, отсутствие некой консолидирующей национальной идеи делает поле смысложизненных ориентаций россиян аморф- ным, что создаёт угрозы стабильному развитию страны в сложный период. В условиях внутриэкономических и внешнеполитических кризисов как ни- когда актуальными становится проблема духовно-нравственного воспитания человека. В связи с происходящими в обществе социально-экономическими измене- ниями к современной школе предъявляются совершенно новые требования, вы- ражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями самостоятель- ного пополнения. Школа переориентируется с сугубо образовательных (обу- чающих) технологий, наделяющих учащихся только некоторым объемом зна- ний, на более глубокое личностно-ориентировочное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности, и сформировать навыки активной жизненной позиции. Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одно- временно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направ- лено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение. В общетеоретическом плане духовное воспитание – это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, те- атр, живопись, архитектуру, религию и т. д. В современном государственном образовании на достаточно высоком уровне поставлено обучение, и довольно эффективно дается информация о предметных областях знания. Воспитательный потенциал современной шко- лы не представляется нам в полной мере отвечающим потребностям современ- ного российского общества. Нет единства воспитательных принципов, отсутст-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=