Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

164 отношений корреспондентов. По его мнению, эпистолярный стиль из формы делового языка часто переходит в язык художественный, имеет множество ва- риантов в зависимости от социальных взаимоотношений корреспондентов [Щерба, 1957]. С другой стороны, О. П. Фесенко отмечает, что не существует доказа- тельств в области лингвистики, подтверждающих выделение функционально- стилевой принадлежности переписки. Соответственно лингвист рассматривает «эпистолярный стиль» как не до конца раскрытое понятие [Фесенко, 2009]. В отличии от О. П. Фесенко Л. Н. Кецба, доказывает существование эпи- столярного стиля как самостоятельного явления, описывая его языковые осо- бенности, к которым относятся монологическая речь, наличие обращения в письме, особенности построения и графики в письме (оформление начала письма и его конца) [цит. по Строганова, 2006]. Говоря о соотношении понятий «эпистолярный жанр» и «эпистолярный стиль» представляется важным подчеркнуть, что оба понятия достаточно узкие, и до сих пор не существует единого мнения касательно вопроса в выборе меж- ду этими двумя терминами. Тем не менее, М. М. Бахтин, проводя большие ис- следования, приходит к выводу, что стиль тесно связан с понятием жанр, но яв- ляется лишь его элементом [Бахтин, 1986]. Отсюда вполне логично, что Н. В. Глухих предпочитает оперировать по- нятием «эпистолярная форма», так как по ее мнению данное понятие «форма» не обязывает «придерживаться строгих границ и существовать в рамках какого- то одного стиля, допускает присутствие подобных текстов в разных сферах об- щения и использование соответствующих речевой ситуации языковых единиц» [Глухих, 2008, с. 41]. А. П. Квятковский, создавая поэтический словарь литературоведческих терминов, включает в него только эпистолярную форму. Он понимает под эпи- столярной формой «композиционную форму художественных произведений, построенных в виде писем одного лица, либо в виде переписки двух или не- скольких лиц» [Квятковский, 1966]. Литературовед относит к эпистолярной форме письма и послания, а также замечает, что она почти вышла из употреб- ления в современное время. Опираясь на вышеизложенные определения эпистолярной формы, мы мо- жем сделать вывод, что эпистолярная форма понятие более широкое и общее, нежели понятия эпистолярного жанра и стиля. Говоря об эпистолярной форме, литературовед может включать в нее и жанровые критерии и стилистические. Однако, понятия эпистолярный жанр, эпистолярный стиль и эпистолярная форма самостоятельно существуют как в литературоведении, так и в лингвис- тике, и, имея тесную связь друг с другом, продолжают исследоваться учеными. Литература 1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1986. 2. Белокурова, П. С. Словарь литературоведческих терминов / С. Н. Бело- курова. – СПб.: Паритет, 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=