Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

163 Л. В. Нижниковой, О. В. Лебедевой доказывают существование эпистолярного жанра, как самостоятельного жанра в литературе. Как отмечает Л. В. Логунова, «эпистолярный жанр» близок по своей по- этике повествовательным жанрам, однако он имеет ярко выраженную специфи- ку, а именно наличие в произведении автора и адресата, достаточно свободную композицию и наличие устойчивых композиционных элементов (даты, места написания письма, обращения к адресату в начале письма и тексте письма, за- верения в дружбе и уважении в конце послания), стилевое и тематическое раз- нообразие, ярко выраженную индивидуальность автора [Логунова, 1999, с. 15]. О. В. Протопопова определяет «эпистолярный жанр» как «текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщений определенных сведений» [Кожина, 2007, с. 627]. Лингвист так же выделяет ос- новные структурно-стилистические признаки «эпистолярного жанра», а имен- но: наличие диалогической и монологической речи; разделение писем на част- ные и деловые; использование лексики, характерной для переписки; наличие обращения к получателю и подписи автора. В свою очередь, Л. В. Нижникова, придерживаясь теории эпистолярного жанра, отмечает, что «единицей эпистолярного жанра, представленного в раз- ных функциональных стилях является письмо» [Нижникова, 1991, с. 29]. Она также заявляет, что собрание писем не может быть функциональным стилем, так как оно представляет собой различные коммуникативные ситуации. Своеобразно к проблеме эпистолярного жанра подходит С. Н. Сибиряко- ва. Она делает вывод о том, что «все разностилевые письма и их типы, несмот- ря на многообразие их тематики и выполняемых ими функций, объединяются на гиперогипонимической основе как род и его виды в одну речевую организа- цию – эпистолярный жанр» [Сибирякова, 2010, с. 8]. Признавая существование жанра как литературной формы, стоит отметить, что в современном литературоведении не существует четкого разграничения терминов «жанр» и «стиль». В этой связи вопрос об отнесении произведения в письмах к эпистолярному жанру либо к эпистолярному стилю остается отк- рытым, на что в числе прочих дискуссионных моментов указывал А. В. Курьянович [Курьянович, 2001]. Сравнивая письма от античности до современности, становится очевидным как менялась структура писем, как развивалось и изменялось их содержание, а также правила их написания. Эволюция писем дает лингвистам и литературове- дам основание говорить о существовании эпистолярного стиля. Данного подхода придерживаются Л. В. Щерба, А. С. Григорьева, А. Н. Попова, и О. Н. Седова. Говоря о стиле вообще, отметим, что А. И. Николаев под «стилем» пони- мает «манеру письма, способ проявления содержания, содержательную форму» [Николаев, 2011 с. 200]. Дальше он утверждает, что понятие «стиль» имеет оп- ределенную систему, где все стилевые элементы имеют определенную связь между собой. Как только система нарушается, проявляется стилевой изъян [Николаев, 2011]. Л. В. Щерба, называя эпистолярий стилем, отмечает, что у эпистолярно- го стиля может быть много вариантов, которые зависят от социальных взаимо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=