Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
162 Л. И. Канунникова Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Родионова К ВОПРОСУ ОБ ЭПИСТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ, СТИЛЕ И ФОРМЕ Начиная со второй половины XX века, лингвисты все чаще обращаются к эпистолярным памятникам литературы, появляются новые исследования, це- лью которых становится изучение произведений, основанных на письмах. Од- нако, до настоящего времени не выработано однозначного определения и по- нимания феномена «эпистолярия». В литературоведении существует три наиболее распространенных понятия, связанных с феноменом «эпистолярий»: «эпистолярный жанр», «эпистолярный стиль» и «эпистолярная форма». Как отмечает А. С. Григорьева, одной из глав- ных проблем в вопросе об эпистолярном жанре, стиле или форме является по- лисемантичность слова «письмо» [Григорьева, 1981]. Тем не менее, каждый из вышеперечисленных терминов имеет свое место в литературе, свое определе- ние и особенности употребления. Прежде чем говорить об эпистолярии как жанре, рассмотрим подходы к жанру вообще. Сформировавшись как литературное понятие еще в античности, жанр, по словам Н. И. Власенко, до сих пор «мало определен и имеет весьма рас- плывчатое понятие из-за того, что он стоит на стыке двух наук: литературоведе- ния и лингвистики» [Власенко, 2013]. Другой причиной того, что до сих пор не существует единого мнения о статусе литературного жанра, является тот факт, что роль жанра в литературоведении всегда менялась и приобретала новый смысл. В своих исследованиях В. Е. Хализев отмечает, что «литературные жан- ры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, каж- дый из которых обладает определенным комплексом устойчивых свойств» [Ха- лизев, 1999, с. 223]. О принадлежности жанра к литературному роду, как наиболее важном признаке жанра, говорит и Г. Н. Поспелов, рассматривая литературные жанры как «сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды про- изведений» [Поспелов, 1998, с. 398]. С. П. Белокурова расширяет понимание литературного жанра, определяя его как «форму, в которой реализуются основные роды литературы, эпос, лири- ка и драма, характеризующуюся теми или иными общими сюжетными и стили- стическими признаками» [Белокурова, 2006]. Таким образом, при трактовке понятия литературного жанра исследовате- ли сходятся во мнении, что их стоит рассматривать в пределах литературных родов, однако не указывают на конкретные признаки жанра, как формы литера- туры, его принципиальное отличие от рода или вида. Классификации литературных жанров, представленные в работах М. Е. Грабарь-Пессек, Н. Л. Лейдермана, В. В. Виноградова, Л. В. Логуновой,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=