Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

161 туемый принимает себя как личность. Низкие значения указывают на критиче- ское отношение человека к себе. 40 % испытуемых показали средний уровень развития волевых сторон личности, у 32 % отмечен высокий уровень, 28 % имеют низкий уровень. Вы- сокие значения говорят об уверенности в себе. Низкие значения свидетельст- вуют о недостаточном самоконтроле. Высокий уровень активности наблюдается у 28 % исследуемых, что ука- зывает на активность, общительность, импульсивность, 40 % показали средний уровень активности, 32 % показали низкий уровень. 3. Результаты, полученные с помощью шкалы самоуважения М. Розенберга свидетельствуют о том, что нормальное самоуважение имеют 9 % исследуемых, самоуважение преобладающее перед самоуничижением отмечено у 58 % иссле- дуемых, балансируют между самоуважением и самоуничижением 24 %, 9 % – низкий уровень самоуважения. Таким образом, при анализе результатов методики видно, что большинство могут адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, но склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием». 4. По результатам, полученным с помощью исследования самооценки с помощью процедуры ранжирования можно сказать, что 28 % имеют адекват- ную самооценку, т. е. правильно соотносить свои силы с задачами разной труд- ности и с требованиями окружающих. Завышенную самооценку имеют 32 % и 40 % имеют заниженную самооценку, неадекватная (заниженная или завы- шенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. 5. Результаты, полученные с помощью методики А. В. Карпова «Диаг- ностика рефлексии» показали, что средний уровень рефлективности имеют 58 % исследуемых, это говорит о том, что они могут контролировать свое пове- дения, а также анализировать происходящее, уже выполненное в прошлом и предстоящую деятельность. Низкий уровень рефлективности имеют 42 %, т. е. они не способы выходить за пределы собственного «Я». Высокий уровень не был выявлен. Таким образом, опираясь на результаты, полученные в ходе реализации диагностической программы можно сказать, что исследуемые старшеклассники с ЗПР не уверенные в себе, имеют низкий уровень самоуважения, развития во- ли, активности, самооценки, а также низкий уровень рефлективности. Литература 1. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская, Н. Л. Матвиевская. – М.: Изд-во УРАО, 2011. 2. Шумилин, Е. А. Психологические особенности личности старшекласс- ника / Е. А. Шумилина. – М.: Просвещение, 2011.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=