Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

160 Ю. М. Калмыкова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Полина ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Проблемы становления личностного самоопределения рассматриваются в работах В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, В. Ф. Сафина, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Г. Е. Сухаревой [1, с. 42]. Особую значимость и актуальность приобретает необходимость исследо- вания развития личностного самоопределения учащихся старших классов с за- держкой психического развития, т.к. именно в личностном самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни подростков и старшеклассников, в требованиях к каждому из них [2, с. 70]. Для изучения особенностей развития личностного самоопределения у старших школьников с задержкой психического развития было проведено ис- следование, которое включало разработку и проведение диагностической про- граммы, направленной на изучение личностного самоопределения у старших школьников с задержкой психического развития. Разработанная диагностическая программа включала в себя следующие методики: тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), мето- дика личностного дифференциала (ЛД), шкала самоуважения М. Розенберга, исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования, методика А. В. Карпова «Диагностика рефлексии». Экспериментальное исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Тульской области «Тульская специальная (кор- рекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида». В исследовании приняло участие 12 учащихся 14–15 лет с задержкой психического развития. В ходе проведения диагностической программы были полученные сле- дующие результаты: 1. По данным, полученным с помощью тест-опросника самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) можно сделать вывод о том, что завышенный уровень самоотношения имееют 28 % исследуемых, среднестатистическая нор- ма наблюдается у 32 % исследуемых, заниженный уровень самоотношения от- мечен у 40 % исследуемых. Таким образом, при анализе результатов методики видно, что у большой части испытуемых не адекватно сформировано представление о мире и самом себе. 2. Результаты, полученные с помощью методики личностного дифферен- циала (ЛД) показали, что большинство испытуемых, а именно 48 % имеют средний уровень развития самоуважения, 16 % показали высокий уровень, 38 % показали низкий. Высокие значения фактора оценки говорят о том, что испы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=