Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

158 рия» (Морено), тест тревожности (Т. Филипса), «Изучение мотивации» (М. И. Лукья- нова, Н. В. Калинина), «Определение психологического климата в классе» (Л. Г. Федоренко). В ходе проведенного исследования на базе МБОУСОШ № 51 были полу- чены следующие результаты: 1. По результатам проведения методики «Мотивы учения» – только у 1 ре- бенка был выявлен высокий уровень социальных мотивов обучения в школе, что составило 10 % от общего числа испытуемых, у 5 детей – средний уровень – 50 % детей со средним уровнем социальных мотивов обучения, у 4 детей – низ- кий уровень социальных мотивов обучения (40 %). 2. По результатам проведения методики Тест «школьной тревожности» – у 3 детей наблюдался высокий уровень тревожности (переживание социального стресса в общении с другими детьми, учителями), что составило 30 % от обще- го количества учащихся в классе; у 5 детей – средний уровень тревожности – 50 % (средний уровень страха самовыражения, общения с другими учениками и учителями); у 2 детей – низкий уровень тревожности (20 %) от общего числа учеников в классе. 3. По результатам проведения методики «Социометрия» – выявление взаимоотношений детей в классе было установлено, что у 2 – высокий уровень симпатий, они являются « любимчиками» среди других учащихся, дети с боль- шим удовольствием общаются с ними в школе и внеурочное время (20 %); 6 де- тей – средний уровень симпатий в классе (60 %); 2 учащихся – низкий уровень симпатий (другие дети не желают с ними общаться или крайне редко) – 20 % от общего количества в классе. 4. По результатам проведения методики «Определение психологического климата в классе» – 2 детей в классе (20 %) – оценили психологический климат, как очень хороший, им нравится обучаться со своими одноклассниками, общать- ся с ними; 7 детей – средний уровень психологического климата (70 % от общего количества учащихся); у 20 % – низкий уровень психологического климата – 2 детей не желают общаться со сверстниками, их не интересует жизнь класса. 5. По результатам проведения методики « Изучение мотивации» – у 1 ре- бенка высокий уровень мотивации к обучению (10 %); у 6 детей – средний уро- вень мотивации (60 %); у 3 детей в классе наблюдался низкий уровень мотива- ции с выраженным отсутствием личностного смысла (30 % от общего количества учащихся в классе). На основании проведенной диагностики можно сделать вывод, что у младших школьников с ЗПР затруднен процесс социальной адаптации к шко- ле, в связи с наличием у детей: – тревожности в преодолевании социальной роли ученика; – межличностных отношений в классе (наличие «любимчиков» и неприня- тых детей); – трудности в мотивационной сфере обучения. Это послужило основанием для составления коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию процесса социальной адаптации к школе младших школьников с ЗПР.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=