Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

157 В. И. Калинина Факультет психологии, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Полина ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Младший школьный возраст определяется моментом поступления ребенка в школу. Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни ребенка. Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции, старых стереотипов поведения и взаимоотношений с ок- ружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляе- мых к нему учителем и родителями. Социальная адаптация ребенка к школе представляет собой процесс при- способления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности. Параметры социальной адаптации ребенка к школе: поведение, тревож- ность, мотивация учебной деятельности, психологический климат в классе, оценка готовности ребенка к обучению. Согласно современным данным среди первоклассников 25–30 % детей сталкиваются с трудностями принятия для них социальной позиции школьника, т. е. вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Поэтому, проблема изу- чение процесса социальной адаптации к школе младших школьников с задерж- кой психического развития наиболее актуальна. Психологические особенности младшего школьного возраста содержатель- но изучались в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и других. Изучение проблемы социальной адаптации младших школьников в возрастной и педаго- гической психологии посвящены исследования Л. И. Божович, М. Р. Битя- новой, Н. И. Гуткиной, А. А. Денисовой, И. В. Дубровиной, Н. В. Лебедевой, Н. Г. Салминой. Значительный вклад в разработку различных аспектов изучения и коррек- ции социальной адаптации детей с ЗПР к обучению в школе внесли исследо- вания Т. А. Власовой, Т. В. Егоровой, З. И. Калмыковой, Л. В. Кузнецовой, И. Ю. Кулагиной, В. И. Лубовского, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенковой. Несмотря на большое количество исследований по проблеме оптимизации социальной адаптации к школе младших школьников с ЗПР, указанная проблема остается актуальной, и особенно с практической точки зрения. Практика показывает, что для психологов, работающих в системе современного образования, проблема изучения социальной адаптации детей к школе особо актуальна. Мы предполагаем, что процесс социальной адаптации к школе младших школьников с ЗПР будет успешным, если своевременно проводить с ними кор- рекционно-развивающую работу, включающую в себя следующие направления: развитие коммуникативных навыков, снижение тревожности и др. Нами была составлена и проведена диагностическая программа, вклю- чающая следующие методики: «Мотивы учения» (М. Р. Гинзбург), «Социомет-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=