Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
155 гурный материал, поэтому и работают с ним лучше всего; хуже – буквы, поэто- му работают медленнее и делают больше ошибок. В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произволь- ное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3–4 года раньше). В процессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внимания важно использовать различные виды чувствительности, например тактильную и вибрационную. В условиях специально организованного обучения не слышащих детей учитываются особенности их внимания. Под влиянием различных видов дея- тельности у ребенка в младшем школьном возрасте развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и пере- ключаемость. Целью нашей исследовательской работы стало рассмотрение особенностей внимания у младших школьников с нарушением слуха. Исследование проходи- ло в Тульской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе- интернате. В исследовании приняли участие второклассники с нарушением слуха в составе 10 человек возрастом 8–9 лет, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Для изучения внимания слабослышащих использовались следующие методики для определения внимания: 1. «Корректурная проба» (буквенный вариант) – эта методика исполь- зуется для определения объёма внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок. 2. «Исправь ошибки» – определяется уровень устойчивости внимание уча- щихся при выполнении и проверки заданий. 3. Таблица Шульте – применяется для исследования скорости ориентиро- вочно-поисковых движений взора. 4. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модифи- кация метода Пьерона-Рузера). 5. Адаптированная методика Р. С. Немова По методике «корректурной пробы», у 7 (70 %) детей объем внимания и его концентрация находятся на низкой уровне, у 3 (30 %) – на среднем. По методике «Исправь ошибки», у 8 (80 %) детей объем внимания и его кон- центрация находится на низком уровне, у 2 (20 %) – средний уровень внимания. По методике «таблицы Шульте», у 9 (90 %) детей уровень скорости ориентиро- вочно-поисковых движений взора средний, и лишь 1 (10 %) школьник выпол- нял задания крайне медленно, в чем и проявился низкий уровень диагности- руемого параметра внимания. По методике «Изучение концентрации и ус- тойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера)» у 7 (70 %) детей преобладает низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, у 2 (20 %) выявлен средний уровень, а 1 школьник (10 %) не справился с зада- нием. По адаптированной методике Немова Р. С. у 6 (60 %) школьников низкий уровень переключения, у 2 (20%) – средний уровень, 1 (10%) ребенок не спра- вился с заданием.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=