Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
154 А. С. Исаева Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активного владения речью. Чем лучше развита речь у ребенка младшего школьного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Однако в развитии внимания детей с нарушением слуха отмечаются определенные особенности. Избирательное восприятие исходной информации в силу нарушения функции слухового анализатора у слабослышащих детей происходит медленнее, чем у слышащих. Объем внимания, развитие его устой- чивости у детей с нарушением слуха формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников, слабослышащие школьники значительно чаще, чем слышащие, совершают ошибки при вычленении необходимой информации. Обнаруживается своеобразие и в развитии такого свойства внимания, как пере- ключаемость. У слабослышащих школьников продуктивность внимания значительно ниже, чем у слышащих сверстников. В то же время продуктивность зрительно- го внимания не слышащих школьников зависит от условий, в которых протека- ет зрительное восприятие. Обнаруживается зависимость характеристик зри- тельного внимания от степени новизны, уровня сложности, содержания предъявляемого материала и от условий его предъявления. При ограничении времени экспозиции предъявляемого стимула снижается продуктивность зри- тельного восприятия не слышащих школьников. Скорость процесса приема и переработки информации у не слышащих учащихся ниже, чем у их нормаль- но развивающихся сверстников. Отмечается у слабослышащих школьников тенденция к более «замедленному» вхождению в работу и в целом более мед- ленный темп выполнения заданий, чем у слышащих сверстников, а также большая утомляемость глухих. С возрастом наблюдается развитие основных свойств внимания, однако различия полностью не исчезают. Это объясняется, с одной стороны, компенсаторной функцией зрительного внимания, с другой – трудностями формирования внимания в условиях слуховой депривации. Про- дуктивность внимания у слабослышащих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности вос- принимаемого материала. При увеличении выразительности слабослышащие школьники точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Внимание детей с нарушениями слуха в большей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности материала: они легче различают фи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=