Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

149 С. С. Иванова Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Степанова ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Проблема изучения специфики и особенностей общения подростков с умственной отсталостью актуальна для специальной психологии. В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человече- скими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласова- ние действий и понимание окружающего нас мира. Проблема общения актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией ме- жду людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение наряду с деятельностью является одной из основных форм преобразующей активности людей. Умственно отсталый подросток в силу его эмоциональной незрелости, меньшей организованности, несдержанности эмоций не получает средств, спо- собов приспособления, как нормально развивающиеся сверстники. Ребенок ис- пытывает дефицит эмоциональных контактов, эмоционально положительных отношений, и это приводит в некоторых случаях к чувству неполноценности, а оно, в свою очередь – к обидам, злобности, агрессивности. Целью данного исследования является выявление особенностей общения подростков с умственной отсталостью и составление программы, направленной на развитие основной стороны общения. Мы предполагаем, что подростки с умственной отсталостью могут иметь проблемы в межличностном общении. Для доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи. 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Составить и реализовать диагностическую программу, направленную на изучение особенностей общения подростков с умственной отсталостью. 3. Провести количественный и качественный анализ результатов. 4. Разработать и провести программу, направленную на оптимизацию об- щения у подростков с умственной отсталостью. Нами была составлена диагностическая программа, в состав которой во- шли следующие методики: – диагностика принятия других (по шкале Фейя); – диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2); – изучение способности к самоуправлению в общении; – тест описания поведения К. Томаса; – диагностика показателей и форм Басса-Дарки. На основании полученных данных была разработана и внедрена программа и рекомендации по коррекционному воздействию на общение умственно отста-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=