Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
146 комфорта. Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку вы- бирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой [3]. Актуальность исследования данной проблемы несомненна, поэтому при проведении нами диагностической работы мы задавались целью выявить уро- вень тревожности у детей старшего дошкольного возраста и проследить его влияния на самооценку детей. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образова- тельного дошкольного учреждения города Тулы № 125 (комбинированного ви- да). Мы составили диагностическую программу с учетом всей специфики рабо- ты с детьми данной категории. Исходной точкой для отбора методик по изучению влияния самооценки на уровень тревожности дошкольников послу- жили работы В. Г. Щур и Р. Т. Теммпл, В. Амен, М. Дорки. Для исследования отобраны методики, направленных на: исследование самооценки детей старше- го дошкольного возраста; определение общего уровня тревожности ребенка. По итогам проведенной нами диагностической работы, можно сделать следую- щий вывод: в результате обработки теста тревожности Р. Т. Теммпл, В. Амен, М. Дорки было выявлено, что в ситуации Ребенок-Взрослый (Р-В) испытывали тревожность 100 % детей, в ситуации Ребенок-Ребенок (Р-Р) 100 % детей, 78 % детей имеют травматический опыт Типичных жизненных ситуаций. Наиболь- ший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок, что свидетельствует о постоянном присутствии беспокоящего фактора, которому дети вынуждены противостоять. Исследование по методике «Лесенка» показало, что почти для всех испытуемых характерна завышенная самооценка, низкая критичность в отношении своего поведения, результатов деятельности. Дети опираются в оценочных суждениях на мнение взрослых и желание быть «хорошим» ребенком. 60 % обследуемых детей поставили себя на самую высокую ступень – это свидетельствует о завышенной самооценке, а вот 40 % поставили себя на 1, 2 ступень – это говорит о заниженной само- оценке. Заниженная самооценка в этом случае может зависеть от уровня тре- вожности или от плохого настроения ребенка. Таким образом, итогом проведения количественного и качественного ана- лиза диагностической работы стало подтверждение предложенной нами гипо- тезы о том, что высокий уровень тревожности определяет наличие неадекват- ной самооценки у детей старшего дошкольного возраста и составление рекомендаций для воспитателей при работе с данной категорией детей. Литература 1. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М.: Моск. психол.- социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – (Сер. «Библиотека педагога-практика»). 2. Прихожан, А. М. Диагностика личностного развития детей подростко- вого возраста / А. М. Прихожан. – М.: АНО ПЭБ, 2007. 3. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психол. наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 11–17.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=