Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

145 Е. С. Зимова Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. В. Слюсарская ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и непо- вторимую личность. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни челове- ка. Однако, программа развития дошкольников поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием, формирование взаимоотно- шений с другими людьми и многое другое. Классические исследования В. Штерна и К. Бюлера обнаружили специфи- ческую динамику развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Не- достаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психоди- намическую характеристику, представляемую так в работах А. И. Захаро- ва, Н. Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат со- циализации в работах Н. В. Имедадзе, А. М. Прихожан. Поэтому очень важно максимально эффективно выстраивать процессы эффективного обучения и вос- питания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения, где ребенок проводит небольшой, но очень важный отрезок своей жизни. Стимулирование развития адекватной самооценки – одна из важных задач дошкольного образования. Посещая детский сад, ребенок окунается в специ- альную развивающую среду, которая направлена на раскрытие и развитие его способностей и личностных качеств, что является залогом успешного форми- рования самооценки у ребенка. Довольно часто тревожные дети имеют зани- женную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от ок- ружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Так, А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это «пе- реживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополу- чия, с предчувствием грозящей опасности» [1]. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников [2]. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда лю- бят покритиковать других. Для того чтобы помочь детям данной категории по- высить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искрен- нюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не ис- пытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его про- блемы увеличиваются, может развиваться резкое ощущение личностного дис-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=