Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

143 Е. В. Зверева Факультет психологии, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психическо- го развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с от- клонениями в развитии. Наиболее многочисленной категорией являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций, страдает личностное развитие ребёнка, не в полной мере реализуются возрастные возможности. Изучению психологических особенностей этих детей посвящены многие современные исследования. К числу актуальных, но всё ещё не достаточно ис- следованных проблем следует отнести проблему изучения развития непроиз- вольного и произвольного запоминания у старших дошкольников с ЗПР. По данным Т. В. Власовой, П. И. Зинченко, Н. Г. Лутонян, М. С. Певзнер и др. дети с ЗПР испытывают трудности при обучении, поскольку у них слабо развиты мнемические процессы, несформированна саморегуляция процессов запоминания и воспроизведения. Вместе с тем целенаправленное овладение знаниями в процессе воспитания и обучения требует определенного уровня развития произвольной памяти. Вопросами развития произвольной памяти у детей с ЗПР занимались сле- дующие педагоги и психологи: Т. А. Власова, Ю. Г. Демьянов, Т. В. Егорова, М. С. Певзнер, Н. Г. Поддубная и др. В работах этих ученых выделены такие особенности памяти у детей с ЗПР, как уменьшение объема и скорости запоми- нания, недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти, неумение ра- ционально организовывать и контролировать свою работу и т. п. В педагогической практике ощущается недостаток сведений о том, какие методические приемы нужно использовать для развития произвольной памяти у старших дошкольников с ЗПР. В тоже время в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования требуется осуществлять работу по развитию у стар- ших дошкольников с ЗПР познавательных психических процессов. В особой мере это касается произвольной памяти старших дошкольников с ЗПР. Поэтому целью данного исследования явилось изучение и развитие произ- вольной памяти у старших дошкольников с ЗПР. Предметом исследования стало выявление особенностей произвольной памяти у старших дошкольников с ЗПР. Для определения особенностей произвольной памяти у старших дошколь- ников с ЗПР была составлена и апробирована диагностическая программа,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=