Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

139 Е. С. Зайцева Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, характери- зующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, фи- зического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Знакомясь со свойствами разнообразных предметов – различными форма- ми, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями – ребе- нок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития. Однако если предметы находятся перед глазами, даже рассматриваются, но ребенку не надо выяснять их размеры, то формирования четких представлений не происходит. Представления о свойст- вах предметов связаны с характерными для ребенка видами практической дея- тельностью, прежде всего с предметной деятельностью. Поэтому накопление представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой, выпол- няя действия восприятия. Таким образом, для обогащения представлений ребенка раннего возраста о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разно- видностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета. Проблема наглядно-действенного мышления у детей младшего дошколь- ного возраста изучена недостаточно. Особую значимость и актуальность при- обретает необходимость исследования проблемы наглядно-действенного мыш- ления детей младшего дошкольного возраста: его сути, образовательных условий содействия процессу его становления. На основе анализа литературы были определены особенности наглядно- действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста: связь дейст- вия с предметом проходит три фазы развития. На первой – с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. На третьей фазе происходит как бы возврат к старому, свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета. Для изучения сформированности наглядно-действенного мышления у де- тей младшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МБДОУ № 125-детский сад комбинированного вида. В выборку вошли 5 детей 3–4 лет, из них 2 девочки, 3 мальчика. Нами составлена диагностическая программа, направленная на изучение сформированности наглядно-действенного мышления у детей младшего до- школьного возраста. Диагностическая программа включила в себя следующие методики:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=