Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

136 Ю. И. Журавлева Факультет психологии, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – М. С. Сороцкий РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Младший школьный возраст является ключевым в овладении ребенком учебной деятельностью. Именно в начальный период обучения у детей закла- дывается фундамент системы знаний, которые пополняются в последующие го- ды, и одновременно формируются умственные и практические операции, дейст- вия и навыки, без которых невозможны дальнейшее обучение и практическая деятельность. Главным звеном в процессе освоения знаний младшими школь- никами является уровень развития их познавательной сферы, и особенно таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление. Согласно современным психологическим данным умственное развитие младших школьников имеет большие резервы, которые в общеобразовательной школе практически не используются. Поэтому, изучение особенностей разви- тия познавательной сферы младших школьников с задержкой психического развития, и в частности, основных психических процессов, является перспек- тивной проблемой, исследование которой будет способствовать активизации общего психического и умственного развития детей младшего школьного воз- раста с ЗПР. Психологические особенности младшего школьного возраста содержа- тельно изучались в работах Д. Б. Эльконина (1951–1974 гг.), В. В. Давыдова (1972–1997 гг.) и их рабочих и последователей Л. И. Айдарова (1978–1997 гг.), А. К. Маркова (1983–1996 гг.) и других. Особенности познавательной сферы младших школьников исследовали Л. С. Выготский (1924–1936 гг.), В. В. Да- выдов, А. В. Петровский (1988–2007 гг.), Д. Б. Эльконин и современные авторы И. В. Дубровина (1975–2014 гг.), У. В. Ульенкова (1980–2002 гг.) и многие дру- гие. Психокоррекцией нарушений в развитии познавательной сферы младших школьников занимались А. Ф. Ануфриев (1997–2010 гг.), С. Н. Костромина (1997–2008 гг.), И. В. Дубровина, Р. Д. Тригер (2004–2008 гг.) и другие. Эта проблема изучалась М. С. Певзнер (1973–1982 гг.) и Т. А. Власовой (1954-1983 гг.), которые являются первыми в ряду психолого-педагогических публикаций, по- священных изучению и коррекции ЗПР. Однако, несмотря на большое количество исследований по особенностям познавательной сферы младших школьников с ЗПР, указанная проблема остается актуальной, и особенно с практической точ- ки зрения. Так, практика показывает, что приоритетным для психологов, рабо- тающих в системе современного образования, является проблема диагностики и развития познавательной сферы детей с ЗПР, и особенно в начальной школе. Мы предполагаем, что развитие мыслительных операций у детей с ЗПР бу- дет происходить более успешно при своевременной диагностике нарушений

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=