Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

132 В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы бы- ло выявлено, что при задержке психического развития наблюдается неравно- мерное формирование процессов познавательной деятельности, речевое недо- развитие, сниженная активность во всех видах деятельности, что, в свою очередь, является существенной причиной низкого уровня коммуникативной сферы детей данной категории. У детей с ЗПР наблюдаются трудности в развитии речевых средств обще- ния, бедность словарного запаса, доступна простота диалогической речи и, на- оборот, для них представляет сложность монологическая речь; снижение по- требности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Дошкольники с ЗПР не используют в своей речи оценочных суждений, не стремятся согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые выска- зывания практически во всех случаях носят ситуативный характер. По функции – это чаще всего обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ре- бёнка; по содержанию – высказывания простые, не связанные между собой. В связи с изучением и исследованием данной проблемы была составлена и реализована диагностическая программа, направленная на выявление уровня развития общения в старшем дошкольном возрасте с ЗПР. Подобранная диагностическая программа состоит из следующих методик: «Изучение словарного запаса» М. А. Поваляевой, «Изучение уровня речевой коммуникации» М. А. Поваляевой, «Интервью» О. В. Дыбиной, «Рассказ по картинке» О. С. Ушаковой. Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МБДОУ № 57 компенсирующего вида г. Тула. В эксперименте принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих диагноз ЗПР, подготови- тельной группы, из которых 6 девочек и 4 мальчика. В ходе апробирования тщательно подобранного диагностического инстру- ментария были получены результаты, представленные в таблице 1. Таблица 1 Сводная таблица результатов, характеризующих развитие общения у детей с ЗПР Уровень развития общения у старших дошкольников с ЗПР № Имя ребенка Методика № 1 Методика № 2 Методика № 3 Методика № 4 1 Даша Я. низкий низкий низкий низкий 2 Алена Д. низкий низкий низкий низкий 3 Таня М. низкий средний средний низкий 4 Саша Д. средний средний средний низкий 5 Оксана Л. низкий средний средний средний 6 Андрей Г. средний средний средний низкий 7 Андрей И. низкий средний низкий низкий 8 Сергей Л. низкий низкий низкий средний 9 Настя Ф. средний средний средний низкий 10 Оля П. средний средний средний низкий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=