Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
131 Л. В. Жмогина Факультет психологии, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и пла- нируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффектив- ность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что, в свою очередь, обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реа- лизуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализа- ция личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры. Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуют- ся. В период дошкольного детства он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Поми- мо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на ко- тором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во мно- гом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. В настоящее время в России многие молодые специалисты уделяют боль- шое внимание исследованию общения в дошкольном возрасте, способам его развития: использование игры как средства общения дошкольников (Л. А. Юрьева, 2014), разработка диагностической программы с целью исследо- вания навыков общения детей старшего дошкольного возраста (И. Смирнова, 2014), развитие навыков общения и речи у дошкольников средствами техноло- гии ТРИЗ (И. П. Панченко, Е. С. Нищенко, 2014), развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста (О. В. Малышева, 2014), активизация вербальных средств общения дошкольников с задержкой психического разви- тия (Э. Тюрина, 2014), коммуникативное развитие дошкольника как структур- ный компонент его самосознания (Н. Н. Могилева, 2013) и т. д. Изучение особенностей общения детей имеет огромное значение для понимания своеобразия становления психики дошкольника с ЗПР, разработка путей и средств коррекции индивидуальных отклонений в психическом разви- тии ребенка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=