Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

125 рам и другие важные личностные качества. Языковой портфель помогает их вы- полнить следующим образом. Заполняя языковой портфель, ученик учится об- щаться на иностранном языке. Так, выполняется практическая цель обучения. Развивающая цель проявляется в развитии таких мыслительных операций как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и сравнение. Воспитательная – в развитии самостоятельности, способности работать в коллективе при обсужде- нии или презентации своих успехов, а также умения дать себе адекватную оцен- ку и единоличной ответственности за совершенную работу. Из этого следует, что Языковой портфель является хорошим средством всестороннего развития уча- щегося помимо уроков, проводимых учителем в школе, и выполнения домашне- го задания. При этом вмешательство со стороны учителя здесь минимально. Во-вторых, с помощью языкового портфеля преподаватель может разбу- дить интерес ученика как к своему предмету, так и к иностранному языку в це- лом. Этот интерес может быть вызван осознанием учеником своих достижений, собранных и обобщенных в портфеле, и возможностей, осознанных при его не- посредственном заполнении. Успехи ученика могут развить в нем мотивацию к углубленному изучению неродного языка, изучению одного или нескольких новых языков, которая возможно растянется на всю жизнь. Следовательно, чем больше учеников заинтересуются и захотят заниматься изучаемыми ими язы- ками, тем проще они будут усваивать материал. А учителю будет не так сложно планировать и проводить свои уроки. В-третьих, языковой портфель дает учителю возможность контролировать уровень знаний своих учеников не только во время работы на уроках, но и изу- чая портфолио каждого из них во время внеурочной деятельности или слушая презентации учащимися своих портфелей. Так как портфель является отраже- нием успехов его владельца, учителю не придется проводить много дополни- тельных тестов, чтобы понять, насколько его уроки развивают учащихся и на- сколько последние овладевают языком и языковыми компетенциями. Во время заполнения языкового портфеля развиваются такие навыки как самостоятель- ность, самоконтроль и ответственность за себя и свою активность. Эти лично- стные качества в учениках важны для учителя, так как с такими воспитанника- ми легче проводить классную работу. Они легче усваивают материал и серьезнее относятся к выполнению заданий. В-четвертых, учитель время от времени организовывает урок для презен- тации учениками языковых портфелей. Каждый ученик должен выступить и представить свои успехи всему классу и учителю. Так учитель приучает уча- щихся к публичным выступлениям, помогает перестать бояться других людей и научиться самовыражаться на уроках. В-пятых, изучая портфолио, учитель может определить не только прогресс каждого из своих подопечных, но и понять эффективность своей работы. Он может понять, какая из примененных методик обучения дала больше результа- тов, при преподавании какого материала он совершил ошибку и где ему нужно что-то изменить. Другими словами, языковой портфель поможет учителю конт- ролировать свою деятельность и самосовершенствоваться. В заключение, хотелось бы отметить, что языковой портфель является не- формальным средством развития, контроля и оценивания учащихся. Он не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=