Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

124 А. О. Емельяненко Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. С. Данилова ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ Языковой портфель является новой педагогической технологией, разрабо- танной в 1998–2000 годах Отделом языковой политики при Совете Европы в Страсбурге. Несмотря на свое недавнее появление, эта технология пользуется успехом во многих странах, среди которых многие европейские страны, США, а также Россия. В нашей стране эта технология признана эффективной, о ней написано много книг и статей. Но в то же время, Языковой портфель не вошел в повсеместное использование, не во всех учебных заведениях учащиеся знают о его существовании, а преподаватели – о его практической пользе. Причиной может быть недостаточный опыт работы с данной педагогической технологией, который составляет немного больше 20 лет (с 2001 года – год внедрения ЯП в России), что может вызывать недоверие со стороны учителей. Так что же представляет собой технология «Языковой портфель»? Сущест- вует множество взглядов на её понятие, которое можно выразить в следующих строках: Языковой портфель – это новая педагогическая технология, позволяю- щая ученику контролировать свою деятельность в изучении иностранных языков и обобщать весь полученный опыт взаимодействия с другими языками и культу- рами. Он состоит из нескольких разделов, в которых учащийся дает краткую ха- рактеристику себе и своему владению иностранным языком, описывает дости- жения в изучении языка и подкрепляет все это работами и документами. Языковой портфель служит иллюстрацией прогресса ученика в его опыте взаимодействия с другими языками и культурами. Рассматривая все свои дос- тижения, он понимает, на что он способен. Таким образом, Языковой портфель может побуждать у его владельца мотивацию к достижению новых высот, к со- вершенствованию языковых компетенций. Очевидно, что данная технология всесторонне развивает учащегося, как его владение языком, так и личностные качества, и при правильном применении будет очень полезно человеку, изу- чающему хотя бы один иностранный язык. Но не только один владелец портфеля извлечет из него выгоду. Для учите- ля Языковой портфель не менее важен. Именно учитель на уроках знакомит учеников с данной педагогической технологией, учит их ей пользоваться вне занятий, исправляет недочеты. Это значит, что учитель помогает своим подо- печным дополнительно развиваться за пределами школы. Так что же он извле- кает из языкового портфеля? Во-первых, каждый учитель заинтересован в успехе своих учащихся. День изо дня он делает все возможное, чтобы реализовать основные цели обучения. Практическую, то есть пытается сформировать коммуникативные компетенции; развивающую – влияет на психологические процессы; воспитательную – вос- питывает в учащихся нравственность, патриотизм, уважение к другим культу-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=