Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

122 А. А. Евсеева Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях ИППОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С АУТИЗМОМ Одной из важнейших задач психического развития подростков аутистов является их социализация. Данный процесс у подростков с аутизмом зависит от эмоционально-личностной зрелости ребенка. Исключительное значение чувств, эмоций в развитии личности ребёнка подчёркивал К. Д. Ушинский: «Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть свою главную задачу» [1]. Л. С. Выготский в 1926 году высказал до сих пор остающуюся со- временной мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и та- лантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать». Изучением проблемы эмоциональной сферы личности аутистов занима- лись С. С. Мнухин, А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев, О. П. Юрьева, М. Ш. Вроно, В. М. Башина, М. С. Вроно, В. М. Башина, В. Е. Каган, К. С. Лебединская. У каждой личности структура эмоциональной сферы является индивиду- альной. Индивидуально-личностное проявление эмоций у каждого конкретного человека обозначается понятием «эмоциональность личности» [4]. Содержа- тельные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности: направленностью личности, мотивацией, ценностны- ми и мировоззренческими ориентациями [5]. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей эмоциональ- ной сферы личности подростков с аутизмом и на основе полученных результа- тов составление коррекционно-развивающей программы. Гипотеза исследвания состоит в предположении о том, что для изучения особенностей эмоциональной сферы подростков с аутизмом может быть ис- пользована диагностическая программа, включающая в себя следущие методи- ки: методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО); детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам; САН – Самочувтсвие, активность, на- строение; методика «12 животных» (Б. К. Пашнев); методика «Лесенка»; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Исследование проводилось на базе Государственного образовательного уч- реждения Тульской области «Тульской школы VIII вида № 1». В нем приняли участие ученики 5 «Б» класса в возрасте от 11 до 13 лет. Проведенная диагностическая программа показала, что в данной выборке испытуемых преобладают: 1) высокий уровень тревожности (50 %); 2) неадек- ватная самооценка (80 %); 3) в поведении у части испытуемых ярко выражен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=