Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

120 О. А. Дымова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Л. М. Седунова ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем молодежи России. В настоящее время наблюдается размытость нравственных ориентиров подрастающего поко- ления, проявления агрессивности, бездуховности, безверия. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся при- чиной снижения нравственности и приносят вред психологическому здоровью че- ловека. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит очень остро. В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст. 7 «Феде- ральные государственные образовательные стандарты» от 2013 года, ст. 9 «Об- разовательные программы»), а также Федеральным государственным образова- тельным стандартом общего образования, подготовленным Российской академией образования, разработана Концепция духовно-нравственного воспи- тания российских школьников. Большой вклад в решение проблемы формирования духовной культуры внес- ли также ученые Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Б. М. Теплов и другие. Они раз- работали содержание и предложили пути формирования духовного мира ребенка. Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс усвоения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способ- ности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, об- ществу, государству и миру в целом. Мы провели исследование духовно-нравственной воспитанности младших школьников на базе МКОУ «Страховская средняя общеобразовательная школа им. В. Д. Поленова» с. Страхово Заокского района Тульской области. В диагно- стике участвовал второй класс (10 человек). Были определены критерии духов- но-нравственной воспитанности (табл. 1). Таблица 1 Критерии оценки духовно-нравственной воспитанности младших школьников Критерии Показатели Когнитивный 1) полнота нравственных понятий; 2) объем нравственных представлений; Эмоционально- ценностный 3) убеждение в необходимости ценностного отношения к людям; 4) способность к эмоциональному переживанию нравственных ас- пектов окружающей действительности и человеческих отношений; Поведенческий 5) наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении; 6) степень самостоятельности нравственного выбора в ходе преодо- ления проблем, руководствуясь принятыми требованиями, нормой и правилами поведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=