Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
12 бильность. Им обуревают противоречивые стремления и желания. Поведение так же колеблется. Наряду с внешними проявлениями агрессии, существуют и другие показа- тели, свидетельствующие о наличии нетерпимости у младших подростков, сре- ди которых – низкая степень привязанности к родителям и отсутствие близости с ними, крайне завышенная или заниженная самооценка подростка и др. Для понимания подростковой агрессии важен анализ соотношения самооценки и внешней оценки референтных лиц. Так, если не удовлетворяется потребность в признании и уважении, то у младших подростков проявляются такие формы агрессии, как раздражительность, обида, физическая агрессия. Изучение спе- цифики подростковой агрессии только подтверждает необходимость вмеша- тельства специалистов по формированию толерантных установок в воспита- тельный процесс в обозначенный возрастной период. Анализ научной литературы позволил выявить наиболее сенситивный воз- раст для воспитания толерантности у школьников – это младший подростковый возраст, так как в этот период: – активизируется поиск ребенком собственной социальной идентичности (Э. Эриксон), а соответственно повышается его интерес к вопросам этнокуль- турной принадлежности; – подросток начинает проявлять больший интерес к другим людям, их взглядам, ценностным ориентациям, поведению (А. В. Мудрик, В. И. Слобод- чиков, Д. И. Фельдштейн); – учащиеся активнее заявляют о своем мнении по многим волнующим взрослых, в том числе социальным, национальным, политическим проблемам (Ф. Дольто, В. И. Слободчиков); – актуальным для ребенка становится определение собственной позиции в сфере человеческих отношений, причиной этого является повышенный инте- рес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии, ответственности (Л. С. Выготский, А. В. Мудрик, М. В. Попова, Д. И. Фельдштейн); – происходит интенсивное усвоение социально значимых ценностей (Д. И. Фельдштейн). Одним из институтов формирования толерантности выступает образова- ние. Толерантность не врожденное качество человека. Если его не воспитать, то оно может никогда и не проявиться. Воспитание толерантности может и долж- но начинаться с самого раннего возраста, как и любое воспитание. Но особен- ную значимость данная задача приобретает в подростковом возрасте. В этот период формируются самосознание, идентичность, пробуются различные соци- альные роли, происходит выработка системы ценностей. В постановлении правительства РФ от 20.08.13 г. О федеральной програм- ме « Укрепления единства российской нации и этнокультурное развитие наро- дов России (2014–2020годы) » основными задачами были определены: • укрепление единства многонационального народа Российской Федера- ции (российской нации); • содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межна- циональных отношений;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=