Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

117 М. Е. Довбня Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Дунаева РОЛЬ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С детской книгой ребенок встречается уже в раннем возрасте. Книга – од- но из первых произведений искусства, с которыми он знакомится. Книжная ил- люстрация – это картинка в книге, которая передает то, о чем в книге написано. Это помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эс- тетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С ил- люстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстра- ция способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия Е. А. Флерина предлагала, что использование книжных иллюстраций, будет способствовать более углубленному и уточненному пониманию литера- турного образа. Книжная иллюстрация имеет большое значение в познавательном разви- тии ребенка, в развитии представлений об окружающем. Картинки в книгах как окошки в мир. На них ребенок не только впервые видит то, что изобразил ху- дожник, ребенок может рассматривать столько, сколько захочет то, что в этом мире когда-то бегало, прыгало, и художник остановил и заставил замереть в та- кой позе, чтобы ребенок заметил самые главные, самые отличительные призна- ки. Дети без труда улавливают сходство животного, растения, изображенных на картине в книге. И чем своеобразней подчеркнуто и выявлено в рисунках мно- гообразие мира, тем лучше для развития ребенка. Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обу- словлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов, которые проходит в своем развитии ребенок, характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых компози- ций и т. д. С возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге. Важно подчеркнуть, что у ребенка каждый возраст имеет самодовлеющую ценность, представляя собой органическое целое, определяемое законами внут- реннего развития. Речь не может идти о подчиненности одной фазы другой, о служебной, подготовительной роли детства по отношению к отрочеству, от- рочества – к взрослому состоянию. Вместе с тем, иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ре- бенке его творческие способности. Не существует резких границ между возрас- тными периодами ребенка, и поэтому качества, важные и необходимые для од-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=