Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

115 Д. В. Деревягина Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова ИЗУЧЕНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Страх – ре- альная часть нашей жизни. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуа- циях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспри- нимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойст- вие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Условно страхи можно разделить на две большие группы: врожденные и приобретенные. Страхи, названные врожденными, сопровождают определен- ный возрастной период развития. Причинами приобретенных страхов являют- ся: событие, случай произошедший с ребенком, высокая степень эмоциональ- ной чувствительности. Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую ак- туальность, как в научном, так и в практическом плане, и требует безотлага- тельных поисков её решения. Актуальность проблемы изучения страхов у детей дошкольного возраста определяется тем, что в этот возрастной период у детей меняются мотивы по- ведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и учителя уловить эти перемены, понять изменения, проис- ходящие с ребенком, и будет зависеть тот положительный эмоциональный кон- такт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. Детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело пережи- ваются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном по- ведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются при- знаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследователь- ность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимо- стью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Обширные области исследований, посвященных страху, создают основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Находясь в детском саду, дети долж- ны пройти все тесты тревожности и постараться преодолеть свой страх. Мы провели исследование детей дошкольного возраста с целью выявления страхов. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 125-детский сад комбини- рованного вида. В выборку вошли 10 детей 5–6 лет, из них 5 девочек, 5 мальчиков. Нами составлена диагностическая программа, направленная на изучение страхов у детей дошкольного возраста. Диагностическая программа включила

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=