Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

113 А. Ю. Дементьева Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С АУТИЗМОМ Подростковый возраст – период максимально активного общения. Это время, когда подростки познают самих себя и взрослеют [1]. Поэтому подростки-аутисты в этот период их жизни часто оказываются в сложных стрессовых ситуациях. В силу данных обстоятельств проблема психологической безопасности подрост- ков-аутистов приобретает особую актуальную и практическую значимость [2]. Проблема психологической безопасности, как личной, так и коллективной, относится в современной психологии к числу наиболее приоритетных. О пси- хологической безопасности в современном образовании пишут психологи, пе- дагоги, социальные работники, общественные деятели. Этой проблеме посвя- щены многочисленные конференции и мониторинги [3]. Значительный вклад в изучение психологической безопасности внесли ученые, такие как В. В. Авдеев, Б. Г. Ананьев, Л. Ф. Бурлачук, И. В. Дубровина, Б. Краус, Б. Ф. Ломов, А. А. Реан, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и другие. Однако по-прежнему эта слож- нейшая многоаспектная проблема остается недостаточно разработанной. Поэтому целью данного исследования явилось изучение особенностей психологической безопасности подростков с аутизмом, составление и проведе- ние в соответствии с этой целью диагностической работы с ними. Исследование проводилось в ГОУ ТО «Новомосковская специальная (кор- рекционная) общеобразовательная школа VIII вида». Выборка состояла из 3 подростков с диагнозом РДА, из них 2 мальчика и 1 девочка. Диагностическая программа по изучению психологической безопасности аутистов подросткового возраста включала в себя следующие методики: методику Дембо-Рубинштейн, методику Рене Жиля, проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем», проективную методику «Несуще- ствующее животное», методику «Рисунок семьи». В ходе реализации этой про- граммы проводилось изучение межличностных и детско-родительских отноше- ний, определение уровня самооценки, диагностика психологического благополучия и эмоциональной сферы. После диагностического исследования психологической безопасности проводился анализ полученных результатов, которые выявили некоторые осо- бенности у подростков с аутизмом. Так, уровень самооценки у двух подростков-аутистов завышен, что озна- чает определенные отклонения в формировании личности (личностная незре- лость, неумение правильно оценивать свои результаты, сравнивать себя с дру- гими, закрытость для опыта, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам). У другого учащегося самооценка находится на среднем уровне, что указывает на сформированность адекватной самооценки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=