Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

111 А. А. Дем Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Подростковый возраст – это период максимально активного общения за всю жизнь. Это время, когда подростки познают самих себя и взрослеют. По- этому подростки с нарушением слуха в этот период их жизни часто оказывают- ся в стрессовых ситуациях. В силу этих обстоятельств проблема изучения про- фессионального самоопределения подростков с нарушением слуха приобретает особую актуальную и практическую значимость [4]. Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А. Е. Го- ломштока, Л. А. Йовайши, Е. А. Климова, Е. М. Павлютенкова, К. К. Платоно- ва, В. А. Полякова, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой, определяющих концеп- туальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка теоретических и мето- дологических основ профориентации представлена в работах П. П. Блонского, С. И. Вершинина, В. И. Журавлева, Е. А. Климова, Н. Н. Чистякова, С. Т. Шац- кого и др. Однако теоретическая разработанность этой сложнейшей многоас- пектной проблемы пока еще остается недостаточной [1]. Поэтому целью данного исследования явилось изучение особенностей профессионального самоопределения подростков с нарушением слуха, состав- ление и проведение диагностической и коррекционно-развивающей работы с этими детьми. Исследование проводилось в ГОУ ТО «Тульская специальная (коррек- ционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся воспи- танников с ограниченными возможностями здоровья». Выборка составила 8 подростков с диагнозом «сенсоневральная тугоухость 1 степени», из них 5 мальчиков и 3 девочки. Диагностическая программа по изучению профессионального самоопреде- ления учащихся с нарушением слуха подросткового возраста включала в себя следующие методики: методику «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), методику «Карта интересов», опросник профессиональных интересов Л. А. Иовайши, методику «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчарова. В ходе реализации этой программы проводилось изучение отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова, выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов, опре- деление склонностей личности к различным сферам профессиональной деятель- ности, определение ведущего типа мотивации при выборе профессии. В соответствии с результатами диагностического обследования была со- ставлена и проведена коррекционно-развивающая программа. Цель этой про-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=