Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

11 мобытности, возможность следовать своим традициям, свобода вероисповеда- ний, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межличностных и межрасовых отноше- ний, в отношении между полами и т. д. В структуре толерантности, как социально значимой ценности И. В. Кру- това [11] выделяет следующие компоненты: когнитивный, эмоционально- оце- ночный, личностно-смысловой, деятельностный. Когнитивный компонент работает на реализацию информационной и смысловой функции. Содержание этого компонента определяется специ- фикой толерантности как качества будущего педагога и подразумевает фик- сацию в сознании будущего педагога результата овладения им знаний о то- лерантности. Содержание когнитивного компонента представляет собой: знание о ненасилии; знание о правах человека; знание о границах толерант- ности. Уровень развития когнитивного компонента будем определять по полноте, системности знаний. Перцептивно-аффективный компонент работает на реализацию эмотивной функции и функции понимания. Этот компонент характеризуется особенностя- ми восприятия субъектов друг друга, их взаимного познания как основы взаи- мопонимания и изменениями в эмоциональном мире личности. «Восприятие человека человеком выступает регулятором взаимоотношений между людьми. Чем полнее мы воспринимаем личность ученика, его темперамент, характер, способности, уровень физического и умственного развития, направленность и актуальное состояние, тем адекватнее наше представление о нём и больше возможностей для оптимального общения с ним, правильного прогноза его по- ведения. От этого зависит и полнота восприятия педагогической ситуации, и степень нашего влияния на неё» [12]. Смысловую нагрузку перцептивно- аффективного компонента представляют: эмпатия, идентификация, децентра- ция, принятие, эмоциональная устойчивость. Поведенческий компонент выполняет регулятивную функцию. Основу этого компонента составляет действие на основе толерантности, т. е. этот ком- понент отражает регуляцию субъектом собственного действия, выражающегося в не нанесении ущерба себе и другим людям, усилении личности другого субъ- екта (улучшении психического состояния, возможности выйти из затрудни- тельного положения). В содержание поведенческого компонента входит: – оценка соответствующей ситуации взаимодействия; – выбор и обоснование собственной модели действия на основе толерант- ности: сотрудничество, отказ от принуждения, помощь, любовь, уступчивость; – рефлексия предполагающая сознательное отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая кор- рекция через поиск новых способов решения ситуации; – реализация выбранной модели действия на основе толерантности. На развитие подростковой нетерпимости и агрессивности влияют особен- ности воспитания в семье, взаимоотношения со сверстниками и окружающими людьми. Значимы и индивидуальные особенности младших подростков. Важ- ной особенностью младшего подросткового возраста является личная неста-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=