Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

109 Е. П. Ильина, П. А. Ковалева; «Шкала враждебности» Кука – Медли (адаптация Л. Н. Собчик); «Агрессивное поведение» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев; «Опреде- ление интегральных форм коммуникативной агрессивности» В. В. Бойко. Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ «СОШ № 9» Тульской области г. Алексина. Выборку составили учащиеся двух 8-х классов: 18 девочек в возрасте 13–14 лет. Результаты диагностики по методике Басса – Дарки, показали, что у 39 % девочек преобладает косвенная агрессия, а у 33 % девочек, в первую очередь, выражения негативных чувств происходит через словесные угрозы, т. е. вер- бальную агрессию. Косвенная агрессия проявляется опосредованно, в виде злобных сплетен, битье кулаками по столу и т. п., а у 17 % девочек отмечается склонность к физической агрессии, которая характеризуется использованием физической силы против другого лица. Что касается суммарных показателей аг- рессивности и враждебности, то анализ результатов свидетельствует о том, что поведение девочек характеризуется более высокими показателями враждебно- сти по сравнению с агрессивностью. Результаты диагностики по методике «Агрессивное поведение» Е. П. Ильина, П. А. Ковалева подтвердили результаты, полученные по методике Басса – Дарки, т. е. преобладающую косвенную вербальную агрессию у дево- чек-подростков. Так, у 8 девочек (44 %) выявлена склонность к косвенной вер- бальной агрессии, у 4 девочек (22 %) склонность к прямой вербальной агрес- сии, и только у 3 девочек (17 %) выявлена возможность проявления физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, полом- ка чужих вещей и пр.), так и прямой (удары, пинки, драки и т. п.). Результаты диагностики личностной агрессивности и конфликтности Е. П. Ильина, П. А. Ковалева показали, что у 10 девочек (55 %) набран макси- мальный балл по какой-либо одной шкале. Наибольшее число завышенных по- казателей отмечается по шкалам «Обидчивость», «Мстительность» и «Не- терпимость к мнению других». Поведение таких девочек характеризуется повышенной обидчивостью, конфликтностью, что в итоге указывает на взаимо- связь агрессивного поведения и таких эмоциональных особенностей личности как мстительность и обидчивость. В результате диагностики по шкале враждебности Кука – Медли, направ- ленная на выявление склонности лица к враждебному, агрессивному поведению выявлено, что у 16 девочек (89 %) высокий уровень агрессивности, враждебно- сти, цинизма и/или тенденция к нему. Наибольшее количество завышенных по- казателей отмечается по шкале «Враждебность», что говорит о наличии в по- ведении девочек агрессивного отношении к кому-либо, как активно и открыто, так и скрытым образом. Анализ результатов проведения методики определения интегральных форм коммуникативной агрессивности В. В. Бойко показал, что у большинства дево- чек (44 %) отмечается средний и невысокий уровень агрессии, характеризую- щийся некоторой анонимность и неумением переключать агрессию на деятель- ность и неодушевленные предметы. У 7 (39 %) девочек отмечается повышен- ный уровень агрессии, выражающийся в спонтанности агрессии, провокациях,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=