Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

104 Е. В. Грибачева Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. А. Разоренова ТЕОРИЯ СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИУСА В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Заглавие играет важную роль для концептуального анализа текста: оно может выступать как самостоятельный или ключевой концепт текста, так и нести информацию, предопределяющую читательские впечатления о тексте, и создавать условия для правильного восприятия последнего. Очевидно, что за- главие имеет неразрывную связь с текстом, но, тем не менее, оно материально отделено от всего литературного произведения. В данной статье мы рассмотрим семантический радиус заглавия романа Джона Фаулза «Коллекционер» («The Collector»). Заглавие этого произведения стоит на заметном расстоянии от первого абзаца (на отдельной странице), а так- же напечатано прописными буквами. Таким образом, заглавие является полно- мочным представителем текста, как бы его максимально сжатым свертком. Заглавие способно выполнять множество функций, актуализируя различ- ные текстовые категории: «модальности (т. е. эмоциональной оценочности); за- вершенности (т. е. отделения разграничения одного текста от другого); инфор- мативности (т. е. имя текста может называть одну из его тем); связности (реализуемая через дистантные повторы во всем тексте); проспекции (опреде- ление читательских ожиданий); концептуальности (т. е. раскрытие основной идеи произведения)» [1; 90]. Заглавие «THE COLLECTOR» одноименного романа мы считаем как мно- гофункциональным, так и многозначным. Не вызывает сомнения тот факт, что оно актуализирует категорию завершенности, но наибольший интерес для нас представляют последние четыре категории. Тесно переплетены для данного ху- дожественного произведения функции информативности и проспекции загла- вия. Заголовок «THE COLLECTOR» («Коллекционер») если и не определяет тему произведения, то точно представляет читателям главного героя последне- го. Определенный артикль в этом случае может выполнять как индивидуализи- рующую функцию (называя главного героя), так и родовую функцию, говоря о целом классе людей, представителем которого главный герой является. В пользу второй функции говорят слова Миранды касательно всех коллекцио- неров: «They’re anti-life, anti-art, anti-everything» [3; 123],– подчеркивающие обобщающий характер данного понятия. Другой связанной группой функций заглавия «THE COLLECTOR» мы считаем функции концептуальности и связности. Заглавие анализируемого ро- мана Дж. Фаулза является сильной позицией текста, которая, как правило, име- ет концептуальную значимость для всего художественного произведения. Тем не менее, на основе употребления данной лексемы в заглавии нельзя утвер-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=