Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

102 Ю. В. Гордеева Факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. В. Сафонова УСАДЬБА «ЛЫСЫЕ ГОРЫ» В ПРОИЗВЕДЕНИИ Л. Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»: ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ НАГРУЗКА В конце XVIІI в. под влиянием западноевропейских традиций складывает- ся в России понятие усадьбы-«замка», которое подразумевает не обязательно конкретный характер архитектуры, а прежде всего особую форму бытования, отличающуюся от атмосферы патриархальной русской усадьбы замкнутым те- чением жизни, малым, избранным кругом общения. Каждый усадебный мир имеет особенности мировоззрения, взглядов, привычек, вкусов, наклонностей. Именно так воспринимаются нами Лысые Горы князя Болконского в произве- дении Л. Н. Толстого «Война и мир». Показательно, что в названии усадеб содержится своего рода противопос- тавление. В то время как у Ростовых их дворянское гнездо называется Отрад- ным, название имения Болконских лишено поэтизации. Словосочетание «Лы- сые Горы» ассоциируется с бесплодностью и возвышением в гордости. И старого князя, и Андрея отличают и рационалистичность сознания, и гордость. Фамильная гордость – как «эмоциональная доминанта» образа – выявляет- ся через психологическое осмысление всех деталей интерьера лысогорского дома. За предметами, окружающими князя, закреплен постоянный, основной эпитет «громадный», который «обрастает» родственными по значению, произ- водными эпитетами, характеризующими, в конечном счете, тот же устойчивый признак. Так, князь Андрей, находясь в « громадно-высокой , как и все комнаты в доме, столовой, рассматривает огромную , новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напро- тив такой же громадной рамы с <…> изображением владетельного князя в ко- роне» [т. 1, ч. 1, XXІV, 115]. Лысые Горы многократно появляются в романе. В каждом эпизоде жизнь в усадьбе раскрывается в новом аспекте, поворачивается новой своеобразной чертой. Однако эти новые черты всегда оказываются разработкой тех общих особенностей бытового уклада, которые определились с самого начала романа. Семью Болконских с их родовым гнездом в Лысых Горах и Богучарове от- личает аккуратность в ведении хозяйства. Тогда как Николаю будет суждено стать хорошим хозяином лишь в Эпилоге, когда все добрые начинания Пьера останутся лишь внешней формой, Андрей за два года своей хозяйственной дея- тельности достигает поразительных результатов. Однако, не все так безоблачно и крепко в этом особняке с четко зафикси- рованной формой, недвижимостью, которая стала оттенять непредвиденное движение к разладу и угасанию в самой основе семейного микромира. Трагиче- ский мотив разлада домашнего бытования Болконских звучит уже на первых

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=