Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

10 О. В. Алалыкина Факультет психологии, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – К. Ю. Брешковская ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ Толерантность на современном этапе формирования российского поли- культурного общества представляется неотъемлемой составляющей траектории развития дружественных межнациональных отношений. Национальное, рели- гиозное и языковое многообразие народов России ставит перед современным обществом задачу воспитание граждан страны, бережно относящихся к само- бытности народов государства. В сложившейся современной социально-экономической и политической си- туации должны учитывать массовые миграции, вынужденные переселения, нега- тивное влияние средств массовой информации и коммуникации на формирова- ние взглядов и убеждений человека. Следует так же помнить, что дети наиболее подвержены неблагоприятным воздействиям, т. к. у них еще не полностью сформированы морально-этические нормы поведения, гражданская позиция. Поэтому задачей, стоящей перед современным образованием становится подготовка учащихся к существованию в поликультурной среде, развитие нрав- ственной устойчивости, способности толерантного отношения к представите- лям других этносов. В отечественной литературе так же рассматривается проблема толерант- ности: по Н. А. Бердяеву, – это уровень нравственной сознательности, Н. К. Ре- рих трактует терпимость как активную форму взаимодействия, а для Л. Н. Толсто- го – это смирение, непротивление злу насилием, для Серафима Саровского – умение любить [3]. В психологической науке нет однозначного определения толерантности. Ее понимают и как способность выносить стрессовые нагрузки, и как установку на либеральное принятие моделей поведения, убеждений, ценностей другого человека. Многие исследователи (С. К. Бонырева, Д. А. Леонтьев, В. С. Мухи- на, Г. У. Солдатова и др.) подчеркивают, что это не просто признание чужой точки зрения, взглядов, а принятие самого человека, его уважение и признание. А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова определяют толерант- ность как принятие другого человека, проявление сочувствия и сострадания к другому, признание «ценности многообразия человеческой культуры» [16]. Они характеризуют толерантность, как «доминанту отказа от агрессии», как «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отли- чающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» [16]. Среди критериев толерантности, в первую очередь, выделяют равнопра- вие, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам, равные возможности для всех членов общества, сохранение и развитие культурной са-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=