III Милоновские краеведческие чтения

77 В 1941 году ее похоронили в городе Елабуга. Однако камень, – тарусский доломит, – установили в Тарусе на высоком берегу, и на сегодняшний день он является достопримечательностью, посвящённой великой поэтессе. Помимо камня, в Тарусе находится Дом-музей семьи Цветаевых, где соб- раны различные экспонаты: мебель из Московского дома, предметы дачи «Пе- сочное», сборники стихотворений с автографами. В 2006 году на берегу Оки был установлен первый в России памятник М. Цветаевой в полный рост. Еще одна русская поэтесса, в творчестве которой Таруса оставила свой след – Белла Ахмадулина. Здесь она жила со своим мужем – Борисом Мессерером, – в съемном доме, так как возможности обзавестись своим у них не было. По словам самой поэтессы, она бывала в Тарусе на протяжении 12 лет, но на постоянной основе она жила там лишь 4 года (в период 1981–1985 гг.). То время, которое они провели с мужем в Тарусе, было одно из самых безде- нежных в жизни супругов, но это не помешало Б. Ахмадулиной полюбить кра- соты этого места. Она посвятила немало стихотворений Тарусе, где восхища- лась ее бескрайней красотой и уютом. Неподалеку от памятника М. Цветаевой, – на высоком берегу Оки, – Борис Мессерер установил памятник своей жене, а сама Ахмадулина при жизни участвовала в установке мемориала М. Цветаевой. Писатель Константин Паустовский впервые приехал в Тарусу в 1954 году. А уже в 1955 году, очарованный красотой города, переехал в домик на окраине. Он прожил здесь до самой смерти (до 1968 г.). Здесь же и был похоронен на старом кладбище. К. Паустовский в своем «Письме из Тарусы» писал: «У Тарусы есть своя слава... Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких типично и трогательно русских по своему пейзажу. В течение многих лет Таруса была как бы заповедником этого удивительного по своей лирической силе, разнооб- разию и мягкости ландшафта. Недаром ещё с конца XIX века Таруса стала го- родом художников, своего рода нашим отечественным Барбизоном... За ху- дожниками потянулись писатели и ученые, и Таруса сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки» [1, 1]. Константин Паустовский принимал участие в создании «Тарусских стра- ниц» вместе с М. Цветаевой, Н. Заболоцким, Б. Окуджавой и другими. И только лишь после личного письма К. Паустовского Хрущеву, авторам альманаха получилось избежать наказания. Писатель внес большой вклад не только в творческую деятельность горо- да, но и в общественную. Благодаря ему и его стараниям в городе был построен водопровод, сделаны асфальтовые дороги, выведены уличные колонки, а также началась массовая электрификация деревень по соседству. После этого Конс- тантин Паустовский получил звание почетного гражданина города. Сегодня в дачном домике Константина Паустовского находится музей, где восстановлена обстановка середины века. Экспозиция представляет личные вещи семьи писателя, его рабочий кабинет и многое другое.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=