III Милоновские краеведческие чтения
67 АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА ЛИТВИНЮК. ПОЛВЕКА В УНИВЕРСИТЕТЕ… С. Р. Семилетова Факультет русской филологии и документоведения, V курс Научный руководитель – С. В. Оськина Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толс- того гордится огромным количеством замечательных ученых! Многие просла- вили наш университет своими достижениями в разных областях науки и искус- ства, великими открытиями и изобретениями, честным самозабвенным трудом и добрым отношением к людям. Сегодня мне хотелось бы вспомнить мою троюродную бабушку Алексан- дру Александровну Литвинюк, более полувека проработавшую в нашем уни- верситете, посвятившую всю жизнь изучению психологической науки и воспи- тавшую ни одно поколение современных учителей. Её трудовой путь – пример целеустремленности, творческого роста, преданности избранному делу и науке. Родилась Александра Александровна 23 сентября 1926 года в городе Тула. В 1943 году окончила среднюю школу в городе Березняки Пермского края и поступила в Пермский государственный педагогический институт, который окончила в 1948 году. В 1948–1949 учебном году молодой учитель А. А. Литви- нюк преподавала историю в средней школе №1 города Березняки. Далее была аспирантура при Научно-исследовательском институте психологии в Москве. С 1950 года А. А. Литвинюк стала работать в Тульском государственном педагогическом институте имени Л. Н. Толстого сначала лаборантом кабинета педагогики и психологии, потом методистом заочного отделения, позднее асси- стентом, старшим преподавателем и, наконец, доцентом кафедры педагогики и психологии. В течение почти 20 лет Александра Александровна Литвинюк вела научно-исследовательскую работу и в 1970 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Сравни- тельный анализ деятельности детей дошкольного возраста в предметной ситуа- ции и её схеме». Научными руководителями выступали член-корреспондент АПН СССР, доктор педагогических наук Даниил Борисович Эльконин и доктор психологических наук Василий Васильевич Давыдов. После защиты диссертации Александра Александровна продолжала изу- чать вопросы формирования ориентировочно – исследовательской деятельно- сти детей дошкольного и младшего школьного возраста в лабиринте и его схе- ме, особенности взаимовлияния деятельностей, выполняемых с реальными предметами, их схематическими изображениями, моделями. Выпускница ТГПУ имени Л. Н. Толстого И. В. Костенко-Нестеренко про- должила работу, начатую А. А. Литвинюк, вторично апробируя методику «Ла- биринт» на базе ГОУ СОШ № 1277 г. Москвы. В современных условиях, когда система начального образования претерпевает значительные изменения в со- держании и методах обучения, проблема процессуальной диагностики способ- ности мышления является весьма актуальной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=