III Милоновские краеведческие чтения

62 В Ясной Поляне Толстой прошел сквозь многие искания. Здесь зарожда- лись его мысли о возможности улучшения жизни крестьянства через просвеще- ние народа. Яснополянские крестьяне, современники писателя – Зябревы, Резу- новы, Блохины, Жидковы, и др. – ставшие героями его книг, развеяли иллюзии писателя о примирении интересов мужика и барина. Постоянное общение Толстого с крестьянами Ясной Поляны и располо- женных рядом с его имением деревень, беседы со странниками, простым лю- дом на Киевском шоссе, куда он выходил на прогулку, помогали ему лучше по- нять взгляды, стремления народа, изучить его язык, вселяли уверенность в том, что сила России, ее будущее – в русском народе. Живя в Ясной Поляне, Толстой пристально следил за событиями, совер- шавшимися в крепостной и пореформенной России. Он становился не только свидетелем беспощадного разорения и обнищания деревни, но и обличителем растущей с каждым днем эксплуатации крестьян. Яснополянские впечатления отразились как в ранних произведениях – «Детство», «Утро помещика», так и в последующих – «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и других. Яснополянская действительность во многом определила содержание ряда публицистических статей и художественных произведений последних лет. Например, на материале тяжелой жизни рабочих Косогорского металлур- гического завода, принадлежавшего в те годы Бельгийской компании, была написана обширная статья «Неужели это так надо?» При создании пьесы «Власть тьмы» писатель использовал данные судебного процесса, имевшего место в Черненом уезде Тульской губернии. Обстановка Ясной Поляны, особенно противоречия в мировоззрении писа- теля, усилившиеся в последние три десятилетия его жизни, идеологический разрыв с дворянской средой, с семьей нашли отражение в драме «И свет во тьме светит», в раскрытии душевной трагедии главного героя пьесы Николая Ивановича Сарынцева. Тяжелая жизнь яснополянских крестьян, их постоянная нужда и нищета за- печатлены Толстым в очерке «Три дня в деревне». Очерку предшествует запись в дневнике 1 декабря 1909 г.: «Ходил утром к Курносенковой... Положение голо- пузых у Курносенковой ужасно. Очень хочется написать три дня в деревне». Замечательный по своей обличительной силе трактат «Великий грех», направленный против частной собственности на землю, включает картины, взя- тые из яснополянской действительности. «Иду в вербную субботу по большой дороге в Тулу, – пишет Толстой. – Народ обозами едет на базар, с телегами, ку- рами, лошадьми, коровами... С кем ни поговоришь, все жалуются на нужду, и все одинаково с той или другой стороны приходят к единственной причине. Хлеба не хватает, а хлеба не хватает оттого, что земли нет». И Толстой делает вывод: «...пройдите по всей России, по крестьянскому миру, и вглядитесь во все ужасы нужды и во все страдания, происходящие от очевидной причины: у зем- ледельческого народа отнята земля». В основу очерка «Песни на деревне» Толстой положил факт отправления рекрутов па военную службу, свидетелем которого был в Ясной Поляне. Со- держание очерка – гневный протест против войны, царского самодержавия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=