III Милоновские краеведческие чтения

61 ЯСНАЯ ПОЛЯНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО Э. С. Петрова Факультет русской филологии и документоведения, IV курс Научный руководитель – В. И. Абрамова Ясная Поляна дала писателю разносторонний и богатый материал для творчества. Здесь были созданы всеми любимые образы Наташи Ростовой, Ан- дрея Болконского, Пьера Безухова, Анны Карениной, Константина Левина... Красота, богатство, разнообразие яснополянских пейзажей вдохновляли Толс- того на создание прекраснейших описаний русской природы. Незабываемые картины времен года, от зимней морозной стужи до ясного весеннего утра, ко- торое мы встречаем на страницах его сочинений, писатель наблюдал непос- редственно в Ясной Поляне. Яснополянская природа постоянно питала художественное воображение Толстого, под ее воздействием у него возникали замыслы новых произведений. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания современников Толс- того, а также его собственные письма, дневники, полные зарисовок и набросков с натуры. 23 июня 1900 г. Толстой записал: «Ужасно хочется писать худо- жественное, и не драматическое, а эпическое – продолжение «Воскресенья»: крестьянская жизнь Нехлюдова. До умиления трогает природа: луга, леса, хле- ба, пашни, покос». Картины русской природы, созданные писателем, раскрывают пережива- ние его героев, равно как и настроения самого автора, утверждают жизнь, пере- дают радость бытия. Многие места в Ясной Поляне – липовый парк «Клины», въездная аллея «Прешпект», дубово-липовый лес «Чепыж», Калинов луг, ста- рая пасека близ Засеки, гумно, рига, речка Воронка, заросший лесом глубокий овраг «Машкин верх» – нашли поэтическое изображение в произведениях ге- ниального художника. В произведениях Толстого встречаются упоминания названий деревень, близких к Ясной Поляне: Кочаки, Телятинки, Воробьевка и другие. Ясная По- ляна явилась главным источником изображения не только среднерусского пей- зажа, но и русской деревни. Недаром старший сын писателя Сергей Львович называл Ясную Поляну типичной великорусской деревней, «...Микророссией – Россией в малом виде; она переживала те же исторические судьбы, что и вся Россия, и она дала Толстому материал для изображения жизни русской деревни и помещичьей усадьбы больше чем за целое столетие. Отсюда живость, типич- ность и характерность его описаний и образов». Вся духовная жизнь писателя интенсивно развивалась под непосредст- венным воздействием яснополянской действительности. В Ясной Поляне он приобрел первые жизненные впечатления, столкнулся с социальным нера- венством, испытал мучительное чувство социальных противоречий и неспра- ведливости жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=