III Милоновские краеведческие чтения

56 зация». Под вспомогательным субъектом здесь понимается прямое, непроизвод- ное значение метафорического наименования, в то время как основной субъект отождествляется с его переносным значением в данном контексте [2, с. 48]. Поскольку метафора основана на сравнении, при мотивационном анализе в её смысловой структуре, помимо вспомогательного и основного субъектов, можно выделить также аспект их сопоставления и профилируемый общий при- знак [2, с. 50]. Семиотическая структура метафоры на примере анализа эргонима «Доктор Шин» Компаратор Компарант Мотивационный компонент План выражения Результат деятельности (аспект сопо- ставления) Восстановление нормального функционирования (общий признак) Доктор (слово-параметр) План содержания ‘тот, кто лечит’ (вспомогательный субъект) ‘тот, кто ремон- тирует’ (основной субъект) Подобное представление дает основание для классификации эргонимических метафор в соответствии с характером прагматического воздействия, особенностя- ми их значения и структуры. В результате рассмотрения некоторых тульских ме- тафорических наименований удалось выявить следующие их группы. С точки зрения прагматики 1. Пространственно-количественные метафоры, выраженные словом-пара- метром «мир», «планета», «море» и формирующие представление о большом ассортименте товаров, названных словом-аргументом. «Мир Эспрессо», «Мо- бильный мир», «Планета Одежды», «Текстильный мир», «Мир промтехники», «Мир оптики», «Мир обоев и дверей», «Шторный мир», «Школьный мир», «Мир электрики», «Автомир», «Мир спецодежды», «Целое море цветов». 2. Производственные метафоры, дающие представление о надежности и высоком качестве результата оказываемой услуги: «Технологии красоты», «Фотофабрика». 3. Метафоры, формирующие представление об организации как об источ- нике наслаждения, положительных эмоций: «Сладкий рай», «Фруктовый рай!», «Шоколадный рай», «Конфетный рай». 4. Метафоры, усиливающие воспринимаемую ценность товара: «Дары Бе- лоруссии» , «Дары Армении» – слово-параметр переносит коннотации вспомога- тельного субъекта (поддерживаемые сочетаниями «божественный дар», «бога- тый дар», «щедрый дар») на основной ; «Галерея сумок», «Галерея зеркал» (че- рез сопоставление «галерея» – `художественный музей` ~ `магазин сумок` фор- мирует представление о товаре как о художественном произведении) С точки зрения структурно-семантических особенностей 5. Метафоры, сопоставляющие две области деятельности по схожести их результата: «Доктор Шин» (лечение человека ~ ремонт автомобиля < возвра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=