III Милоновские краеведческие чтения

53 изведения. Отмечая его выразительные особенности, он бережно подчеркивает красоту художественного слова и особенности организации стиха: «…с гневом / Сердитый влаги властелин. Вла вла – звуки музыкальные, но можно ли, напри- мер, сказать о молнии властительница небесного огня ? Водопад сам состоит из влаги, как молния сама огонь. Перемени как-нибудь, валяй его с каких- нибудь стремнин, вершин и тому подобное» [3]. Просьба получить обратный ответ от князя Вяземского обоснована тем благотворным влиянием, которое оказывает на героя послания друга. «Твои письма гораздо нужнее для моего ума, чем операция для моего аневризма. Они точно оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини, как похотливое кокетство итальянки», – создаёт духовную потребность героя В. Катаев. Его двойник – сочинитель Сашка, погружён Катаевым в то же прост- ранство, что и образ А. С. Пушкина: действие разворачивается в селе Михай- ловском. Подчёркивая различие героев, В. Катаев прибегает к речевой характе- ристике. Речь Сашки изобилует стилистически сниженной лексикой («гады», «шамовка», «торчать», предикат «ни хрена себе», «трепотня», «насобачился» [3] и проч.). Сашку беспокоит только материальное благополучие, без которого, по его мнению, невозможно создать произведение искусства. «У нас тут рас- пространился странный слух, что отменяется сухой паек. <…> Какое же это ис- кусство без сухого пайка?! Абсурд!! Наверное, обывательская трепотня!» [3], – подчёркивает негодование сочинителя В. Катаев. В отличие от А. Пушкина, с участием относящегося к творчеству друга, Сашка завидует чужому успеху, способности другого представителя поэтической эпохи создать прекрасное: «Что ты скажешь насчет последнего письма в редакцию Женьки Манькина? Не правда ли, прелесть? <…> Прямо Вольтер, не шутя. Аж зависть берет» [3]. Таким образом, влияние творческой интерпретации Льва Николаевича на художественное сознание Валентина Катаева выражается в схожем композици- онном строении произведений: Катаев, подобно Толстому, изображает возвра- щение героев в то художественное пространство, в котором действует их двой- ник. Действие повести Л. Н. Толстого разворачивается в городе К.; советский же писатель изображает переписку героев, задавая пространством развития сюжета село Михайловское. Подобно Льву Николаевичу, Катаев определяет тематику своего произведения в рамках концепта «система ценностей», пока- зывая её изменение, что позволяет говорить о реминисценции, которой под- вержено творческое сознание писателя и привлечении литературного опыта прозаика девятнадцатого века. Литература 1. Самарская Т. Б., Мартиросьян Е. Г. Концепт и концептосфера в литера- турном произведении: соотношение понятий [Электронный ресурс] // Вестн. Ады- гейского гос. ун-та. Сер. 2. Филология и искусствоведение. – 2014. – № 3 (145). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-i-kontseptosfera-v-literaturnom- proizvedenii-sootnoshenie-ponyatiy (дата обращения: 15.11.2022). 2. Толстой Л. Н. Собрание сочинений : в 14 т. – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1951–1953. – Т. 2. Повести и рассказы (1852–1856).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=