III Милоновские краеведческие чтения

52 ОБЩИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНЦЕПТОСФЕРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ «ДВА ГУСАРА» Л. Н. ТОЛСТОГО И В. П. КАТАЕВА А. М. Михайлина Факультет русской филологии и документоведения, II курс Научный руководитель – В. И. Абрамова Произведения Л. Н. Толстого и Валентина Катаева, созданные в разные литературные периоды, представляется возможным соотнести при выявлении общего концепта, заложенного писателями. Под концептом мы понимаем еди- ницу авторского сознания, которая «…относится к индивидуальному сознанию автора произведения, заключает в себе его индивидуальное восприятие вещей и явлений окружающего мира» [1]. Сходство названий повести Л. Толстого и сатирического рассказа в письмах В. П. Катаева обусловлено влиянием кон- цепта «система ценностей». Переходящие сюжетные схемы, похожее компози- ционное строение произведений позволяет говорить об их связи, которая выра- жается во влиянии творческой интерпретации концепта Львом Николаевичем на художественную текстовую реализацию писателем двадцатого века. Так, в своей повести Л. Н. Толстой показал изменившиеся нравы двух по- колений. Отец и сын Турбины противопоставлены друг другу. Создав образ графа Фёдора Ивановича Турбина, наделив героя пылкими чувствами, страст- ностью по отношению к жизненным событиям, прозаик отметил основные чер- ты, присущие представителям поколения. Характеристику герою даёт местный дворянин города, в котором Фёдор Иванович остановился: «Ведь это какая отча- янная башка, надо знать. Картежник, дуэлист, соблазнитель; но гусар-душа, уж истинно душа» [1, с. 262]. Граф помогает уланскому корнету Ильину, возвращая тому проигранные казенные деньги, увлечён романом с наивной молодой вдовой Анной Федоровной Зайцевой. Показателен эпизод, в котором граф требует ямщи- ка вернуться, чтобы в последний раз увидеть героиню. После он не посещал го- род: «Граф вскочил в сани, крикнул на ямщика и, уже не останавливаясь и даже не вспоминая ни о Лухнове, ни о вдовушке, ни о Стешке, а только думая о том, что его ожидало в Москве, выехал навсегда из города К» [1, с. 288]. Далее писатель создает образ сына Фёдора Ивановича. Герой циничен, в происходящих событиях ищет выгоду. Обыграв Анну Федоровну на 10 руб- лей, сын Турбина не отказывается получить сумму выигрыша. Укор корнета Полозова вызвал в герое возмущение, он отметил, что друг «непрактичен» в своих взглядах. «Надо смотреть практически на жизнь, а то всегда в дураках будешь» [1, с. 308], – передаёт слова гусара прозаик. Герой не способен на сильное увлечение, труслив, поэтому сбегает от встречи с Лизой. А в рассказе В. Катаева отмечено изменение ценностной направленности представителей искусства разных исторических периодов. Фрагменты создан- ной переписки поэтов сменяющихся эпох показательны. Образ «солнца русской поэзии», А. С. Пушкина поэтичен, герой поглощен разбором лирического про-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=