III Милоновские краеведческие чтения

42 ПУБЛИЦИСТИКА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК ПУТЬ К ПОСТИЖЕНИЮ ЛИЧНОСТИ УЧЕНОГО * Н. М. Старцева доцент кафедры русского языка и литературы Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Вторая половина XIX – начало XX века – это время расцвета российской науки, в результате чего страна вышла на мировой уровень, имена российских ученых стали появляться в печати, о них заговорили. «Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, – писал К. А. Тимирязев в середине 90-х годов XIX века, – и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство». К этому времени в стране значительно вырос авторитет университетов, при них открылись научные центры, которых к 70-м годам 19 столетия насчи- тывалось более двадцати. Такого высокого уровня русская наука достигла бла- годаря своим выдающимся представителям, в числе которых уроженец рязан- ской земли Константин Эдуардович Циолковский, с чьим именем связано раз- витие воздухоплавания и космонавтики. Это абсолютно уникальная личность – русский и советский ученый-самоучка, изобретатель и школьный учитель. Он обосновал использование ракет для осуществления полетов в космос, пришел к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» – прототипов многоступенчатых ракет. Циолковский верил в возможность основания челове- ческих поселений в космосе, размышлял о жизни на Луне и Марсе, не сомне- вался в возможности межпланетных полетов человека. К. Э. Циолковского считают гениальным самоучкой, что, безусловно, справедливо. Его семья не была близка к науке. Мать, происходившая из мел- копоместных дворян, была хорошо образованной женщиной: она окончила гимназию, неплохо знала латынь, математику, другие науки, любила литерату- ру. Отец сначала служил в лесничестве, а позже стал преподавать естественную историю и таксацию (наука о лесном хозяйстве) в земельно-таксаторских клас- сах Рязанской гимназии. Именно с Рязанью были связаны детские годы Циол- ковского и событие, определившее во многом всю его дальнейшую судьбу. Ко- гда Константину было девять лет, он заболел скарлатиной, осложнения которой лишили ребенка нормального слуха. Жизнь мальчика сразу изменилась: он утратил возможность участвовать в большинстве детских игр, ему стало слож- но общаться со сверстниками, начались сложности с учебой. Вначале детей учила дома мать. Именно она показала Константину прави- ла чтения и письма, азы арифметики и литературы. Интересно, что читать * Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Россий- ской Федерации № 073-03-2022-117/3 от 11.04.2022 г. по теме «Формирование читательских компетен- ций в условиях цифровой информационной избыточности и дефицита эмоционального репертуара обучающихся».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=